Толкования на Ам. 1:2

Свт. Кирилл Александрийский

И рече: Господь от Сиона возглагола, и от Иерусалима даде глас свой и сетоваша пажити пастырей и изсше верх Кармиль

В сих словах раскрывается нам вся цель пророчества и как бы последний предел предсказания и на них можно смотреть как на предварительное разъяснение и указание сущности подлежащего толкованию пророчества, прикровенной большою неясностью; ибо речь состоит из подобия и несобственного выражения и как бы из того, что обыкновенно случается на высоких вершинах гор или иногда на открытых долинах. Когда обнаруживает свое разрушительное действие язва, или другая какая происходящая от влияния воздуха болезнь, тогда горы, зеленеющие лесами и деревами, и долина, покрытая разнообразною и роскошною растительностью, вдруг засыхают. Так разрушаются и дела рук человеческих, когда на города и страны обрушиваются тяжелые и нестерпимые несчастия, погубляющие и разрушающие малое и великое. Кого, скажи пожалуйста, пощадит меч неприятелей или язва. Напротив совершенно истребляет и знаменитого богатством, славой и могуществом, и незнатного и презренного. Итак слово пророка вполне соответствует обычным в его жизни явлениям; ибо, как я сказал, он был пастырь и образ для выражения своих мыслей заимствует из часто бывающего истребления пастбищ для стад. Какой же истинный смысл сказанного? Возглагола, говорит, Господь от Сиона, как бы из собственного своего места, и из Иерусалима, как бы назначенного Ему. Бестелесное не находится в каком-либо месте, но поелику в Иерусалиме был тот знаменитый храм, то считался он как бы собственным местом Его, по представлению древних, имевших еще ограниченные понятия о Боге. Вместо возглагола в Еврейском издании читается: возревел или издал рыкание, подобно льву. Когда же это случилось; то сетоваша, говорит, пажити пастырей. Пажитями пастырей называет иноплеменные народы, как бы некоторым пастырям раболепно подчиненные своим владыкам, которые делают все по своему усмотрению с подвластными им народами. Сетоваша, то есть, находились в унынии и во всяких бедах, ибо сетование бывает над мертвыми. Причиной же бедствия для них служит то, что Бог издал грозный глас и как бы пригрозил гибелью; ибо когда будет реветь лев, тогда кто не почувствует страха? И не только сетоваша пажити пастырей, но и сверх того изсше верх Кармиль, то есть, Иерусалим. Кармил есть гора, находящаяся в стране Иудейской, на которой и имел пребывание Илия Фесвитянин; ибо земля Иудейская часто обозначается названием Кармила. Так устами другого Пророка Бог сказал сынам Израилевым: «и введох вас в землю Кармил, да снесте благая его и плоды его: и внидосте, и осквернили есте землю мою и достояние мое поставили есте в мерзость» (Иер.2:7). А поелику из всех городов в земле Иудейской самым славным и знаменитым признается Иерусалим; то и называет его верхом Кармила, как превознесенный славою, как преизбыточествующий превосходством, и как более прочих видный по причине божественного храма и мужей, некогда бывших царями из колена Иудина. Есть у святых пророков обыкновение прикрывать свои слова неясностью из опасения необузданного гнева слушателей: ибо те, которые особенно наклонны были к дерзости, и делали упреки святым пророкам и говорили: «но нам глаголите и возвещайше нам иное прельщение» (Ис.30:10), – не стерпели бы их прямых речей.

Толкование на пророка Амоса.

Прп. Ефрем Сирин

И рече: Господь от Сгона возгремит, как лев в ярости на пастырей и стада, то есть на царей и царства. И от Иерусалима даст глас Свой, чтобы ободрить праведников, находящихся там при скинии, и устрашить нечестивых пагубою, которая изыдет на них от очистилища. И изсохнет верх Кармиль, и будут сетовать пажити пастырей. Под сими именованиями Пророк разумеет народы и страны, которым предвозвещает разорение и тяжкие бедствия.

Блж. Иероним Стридонский

И сказал он: Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила

Естественно, что все ремесленники в своих речах пользуются примерами из своей профессии, и каждый заимствует сравнения из тех занятий, в которых он провел свою жизнь; так напр. матрос и кормчий сравнивают свою печаль с бурею, неудачу именуют кораблекрушением, врагов своих называют противными ветрами, между тем как успех и радость называют тихим, благоприятным ветром и спокойною поверхностию моря, подобною равнине. В свою очередь в словах солдата постоянно слышится щит, меч, панцирь, шлем, копье, лук, стрела, смерть, рана и победа. У философов постоянно на языке Сократ и Платон, Ксенофонт и Феофраст, Зенон и Аристотель, стоики и перипатетики. Ораторы до небес превозносят Лисию и Гиперида, Перикла и Демосфена, Гракхов, Катонов, Туллиев и Гортензиев. Эпические поэты часто восхваляют Гомера и Виргилия, а лирические Пиндара и Флакка. Для чего это сказано мною? Для того, чтобы показать, что также и пророк Амос, бывший пастухом из числа пастухов и притом пастухом не в местах, возделанных и засаженных деревьями и виноградом, и даже не в лесах и на зеленых лугах, а в обширной, необъятной пустыне, в которой господствуют дикие львы и истребляют скот, пользуется словами, свойственными его положению, так что называет грозный и страшный голос Господа рычанием или ревом львов и, сравнивая разрушение городов израильских с пастушескою пустынею и с иcсохшими горами, говорит: Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима. По-еврейски возгремит (rugiet) называется «jesaq». И прекрасно [сказано], что Он возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, где был храм и совершалось служение Богу, чтобы показать, что Бог пребывает не в городах израильских, Вефиле и Дане, где были золотые тельцы, и не в главных городах Самарии и Иезраели, но в Сионе и Иерусалиме, где в то время соблюдалась истинная религия. Когда Он возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, – ибо из Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима (Ис. 2:3), то восплачут все прекрасные пажити (speсiоsа) пастухов и царей израильских и иссохнет вершина Кармила, который прежде изобиловал прекрасными пажитями. Кармил называется так по-гречески и по-латыни, а по-еврейски он называется «Сhermel», и есть две горы, носящие такое название. Один Кармил, на котором был Навал, муж Авигеи (Аbigail), расположен к югу, а другой, на котором пророк Илия, преклонив колена, испросил дождь (3 Цар. гл. 15), находится близ Птолемаиды, называвшейся прежде Акою (Асho), и возвышается над морем. Таким образом, если здесь говорится о том Кармиле, на котором жил Навал, то это более применимо к стадам пастухов, потому что он находится близ пустыни; а если о том, который находится вблизи морского берега, то это относится к царям и [в частности] к высокомерию царей израильских, о которых говорится, что они чрез предстоящий плен подвергнутся разорению и будут подобны пустынным горам. Иначе: когда Господь с Сиона и Иерусалима, с сторожевой башни Церкви, которая находится на горе и не может укрыться и в которой пребывает видение мира, даст глас Свой чрез Ветхий и Новый Завет (Instrumentum) и чрез учителей Церкви и как бы зазвучит на звонкой трубе; тогда все, что было прекрасного у пастухов, то есть учение еретиков, казавшееся прекрасно изложенным, и познание обрезания (ибо это значит слово «Сhermel»), вследствие которого они обнадеживают себя знанием истинного обрезания, восплачет и иссохнет, и тысячи людей, по причине простоты называющихся стадами, подвергнутся, вследствие внезапной засухи, увяданию.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая.

Лопухин А.П.

И сказал он: Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила

Возвещение суда Божия сирийцам

В ст. 2-м указывается предмет пророчеств Амоса - возвещение суда над землею. По изображению пророка на Сионе, где обитает Господь, как бы раздается гром, несущий всюду гибель. Желая обозначить степень бедствия, пророк говорит: и иссохнет вершина Кармила. Гора Кармил находилась на севере страны, на берегу Средиземного моря при устье Кисона (Нав ХIX:26; 3 Цар XVIII:19). Она была богата растительностью и хорошими пастбищами. Растительность покрывала Кармил даже и тогда, когда всё засыхало вокруг. Возвещая, что иссохнет вершина Кармила, пророк желает указать на необычайность бедствия, а также дать мысль о том, что особенно пострадает от этого бедствия северная часть царства. Как бывший пастух, Амос отмечает скорбь пастухов при погибели пастбищ. - Из дальнейшего видно, что о громе и засухе пророк говорит в смысле не собственном.