Толкования на Ам. 2:11

Свт. Иоанн Златоуст

Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших - в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь

Поэтому и израильтян Бог весьма сильно обличал, показывая им, что они достойны большего наказания за грехи, совершенные после дарованных им от Него преимуществ. Иногда Он говорил: только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши (Ам 3:2). Иногда: Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших - в назореи (Ам 2:11). И еще прежде пророков, при установлении жертв желая показать, что грехи священников подлежат гораздо большему наказанию, нежели грехи мирян, Бог повелевает приносить за священника такую жертву, какая [была приносима] за весь народ. Этим Он выражает не что иное, как то, что раны священника нуждаются в большей помощи и такой, в какой нуждаются раны всего народа вместе. А они не нуждались бы в большей помощи, если бы не были тягчайшими. Тягчайшими же они бывают не по своей природе, но по достоинству священника, который совершает эти грехи.

О священстве.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 11-12 И поях от синов ваших во пророки, и от юнот ваших во освящение: еда несть сих, сынове Израилевы? глаголет Господь: и напаясте освященныя вином, и пророком заповедасте, глаголюще: не прорицайте

Сильным основанием к порицанию и обвинению во всяком зле служит неблагодарность к Богу, подающему нам все, необходимое для славы и для поддержания жизни. Ибо из многочисленных, существующих во вселенной народов, Он только Израиля делал избранником своим и призывал и ставил его на такую степень славы, что некоторых любящих святую и вполне согласную с законом жизнь украшал достоинством пророчества и юношей, то есть людей более возвышенных по душевному расположению и обладающих духовною крепостию, брал для освящения; ибо некоторые, так называемые Назореи, освящаемы были по закону, сохраняя волосы свои Богу и отказываясь от вкушения вина и делаемого из него уксуса и винограда и изюма и зерен виноградных, а в особенности удаляясь от мертвых тел. И закон о них имеет глубокий смысл. Но Бог, как я сказал, удостаивал некоторых из них возведения в звание пророческое и прообразовательное освящение. Они же, пренебрегши столь великим и достойным почтения преимуществом, поили вином освященных, то есть принявших на себя обет святости: склоняли их к пренебрежению освящением, утверждая, что совсем не существует закона Божия и людям бесполезно стремиться к святости и исполнять относящиеся к этому узаконения. Хотя закон и был в тенях, но он все-таки не был совершенно лишен в себе догматов истины: ибо в прообразах отражается образ благочестия. Запрещение же самим святым пророкам есть признак людей, отвергающих закон Божий и невыносящих его руководительства и не понимающих того, что они удостоены почести, если некоторые из них допущены даже как бы до собеседования с Богом. В средине же речи предлагает вопрос и говорит: еда несть сих, сынове Израилевы? глаголет Господь. Ужели, говорит, вы усмотрите ложь и в столь очевидных делах? И ужели Богу нужны будут свидетели для обличения вас, решившихся на столь явную клевету? Итак надобно стремиться к святости и непоколебимым умом прилепляться к Богу, недопуская мнений лукавых, ибо «тлят обычаи благи беседы злы» (1Кор.15:33) и речи людей преданных наслаждениям удаляют от святости и всего доброго. Мы же напротив будем преданы учению людей богоглаголивых, о которых и сам Спаситель засвидетельствовал, говоря: «не вы бо будете глаголющии: но Дух Отца вашего глаголяй в вас» (Мф.10:20).

Толкование на пророка Амоса.

Прп. Ефрем Сирин

И поях от сынов ваших во пророки, чтобы предрекали вам истребление языческих народов, врагов ваших. И от юнот ваших назореов, каков был Самсон, чтобы отмщали они за вас притеснителям вашим.

Блж. Иероним Стридонский

Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших - в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь

См. Толкование на Ам. 2:9

Лопухин А.П.

Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших - в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь

См. Толкование на Ам. 2:9