Толкования на Ам. 3:6

Свт. Василий Великий

Трубит ли в городе труба,- и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы

См. Толкование на Ис. 45:7

Свт. Иоанн Златоуст

Трубит ли в городе труба,- и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы

Не по безумию говорю это, но имею на своей стороне пророка, который со мной восклицает и говорит: Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?. Но так как слово «зло» имеет два смысла, то я и хочу сообщить вам точное его значение с той и другой стороны, чтобы вы, из-за двусмысленности названия перемешав самые предметы, не впали в богохульство. Итак, есть зло, которое таково в действительности: блуд, прелюбодеяние, любостяжание и бесчисленное множество пороков, достойных крайнего осуждения и наказания. Далее, есть зло, а лучше сказать, не зло, а то, что мы называем злом: голод, язва, смерть, болезнь, и тому подобное. Все это не может быть [истинным] злом, - потому я и сказал, что это называется только злом. Почему же? Потому что если бы все это было злом, то оно не становилось бы для нас причиной благ, не обуздывало бы гордости, не искореняло бы беспечности, не возбуждало бы нас к рачительности и не делало бы более внимательными к самим себе.

О бессилии дьявола.


См. Толкование на Ис. 45:7

Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии.

Свт. Кирилл Александрийский

Или возгласит труба во граде, и не убоятся людие! Или будет зло во граде, еже Господь не сотвори

Я сам, говорит, навожу на вас бедствия, а пророки суть только провозвестники и передатчики Моих слов; ибо они передают вам то, что Я повелеваю им чрез Духа. Но вы презираете и сильно извращаете некогда произнесенные ими слова. Скажи же мне, какую пользу вы получили от этого? Какой страх напал на вас? Или какую перемену к лучшему испытали вы? Если бы в городе прозвучала труба, возвещающая близкую и объявленную врагами войну; то найдется ли такой бесчувственный человек, который совсем не испытал бы страха пред грядущими бедствиями? А Мои трубы непрестанно предвозвещали будущее. Но это нисколько не послужило вам на пользу; напротив, зная, что будете истреблены врагами, вы величаетесь над столь ужасными бедствиями, так что как бы смеетесь над пророчеством, как над пустою вещью. Впрочем безумным обычно и свойственно говорить: «видение, еже сей видит, на дни многи, и на времена долга сей прорицает» (Иез.12:27). Итак, почему же мужей, как бы издающих трубный звук, вы считаете тяжелыми для себя, хотя ни во что ставите их речи? Но может быть на это скажете, что вас безмерно огорчает исход событий. Но будет ли зло во граде, еже Господь не сотвори? Он как бы так говорит: найдется ли между людьми хоть один, достаточно сильный причинить зло городу или посредством болезней, или посредством осады, или уничтожения плодов, или иным каким либо способом? Если никто между людьми не может сделать этого, но все это зависит от власти и силы Божией; то почему же вы гневаетесь на пророчествующих об этом? Напротив, следует раскаиваться и расположением к этому умилостивлять Оскорбленного и Могущего причинить зло грешникам. Здесь под именем зла, бывающего в городах от Бога, мы должны разуметь не нравственную испорченность – да не будет! – но бедствие, или гнев и негодование на кого-либо, которым Он угрожает грешникам, располагая их обратиться к более честной жизни, ибо написано: «броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе» (Пс.31:9). Поелику Он благ и «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим.2:4): то как бы понуждает их к исправлению скорбями, бывающими с ними вследствие Его гнева, и на кого не действует ни слово, ни разъяснение полезного, на тех иногда сильно влияет посредством страха и угроз.

Толкование на пророка Амоса.

Прп. Авва Дорофей

Или будет зло во граде, еже Господь не сотвори?

Злом здесь названо все, что отягощает нас, т.е. все скорбное бывающее к наказанию нашему, за порочность нашу, как-то голод, мор, землетрясение, бездождье, болезни, брани, все сие бывает не по благоволению Божию, но попустительно, когда Бог, попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы сего желали или сему содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорен, но Бог не хочет, чтобы мы, - поелику есть Его воля на разорение города, сами положили огонь и подожгли оный или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его, или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив видеть нас столь благими чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно.

Поучение 14. О созидании и совершении душевного дома.

Прп. Ефрем Сирин

Или возгласит труба во граде, и не убоятся людие? Или будет зло во граде, еже Господь не сотвори? Пусть знают, что не было такого бедствия в городе, которого бы задолго прежде не предрекли Пророки; и пусть не говорят нечестивые: кто из Пророков предвозвестил зло; которое постигло такое-то место? Злом же называет здесь брани, плен, различные язвы и бедствия.

Прп. Иоанн Дамаскин

Трубит ли в городе труба,- и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы

Итак, Божественному Писанию свойственно говорить о попущении Божием, как о Его действии и произведении. Но даже и тогда, когда говорится, что Я произвожу бедствия (Ис 45:7) и что бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? (Ам 3:6), - и тогда оно не показывает этим, что Бог есть виновник зла. Ибо слово «зло» берется двояко и имеет два значения: иногда оно обозначает злое по природе, что противно добродетели и воле Божией; а иногда злое и тягостное таково только для нашего восприятия, как, например, скорби и испытания. Они, будучи тягостными, только кажутся злыми, на самом же деле - добры, ибо для понимающих они служат виновниками обращения и спасения. О них Писание говорит, что они бывают от Бога.

Изложение веры.

Блж. Иероним Стридонский

Трубит ли в городе труба,- и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы

См. Толкование на Ам. 3:3

Блж. Феодорит Кирский

Трубит ли в городе труба,- и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы

Как невозможно двоим одновременно держаться одного общего пути, не объявив друг другу, когда и для чего пойдут они вместе… так невозможно и то, чтобы, когда не захочет Бог, постигло нас какое либо наказание. Ибо злом, по общему словоупотреблению, пророк назвал здесь наказание. Так, злом привыкли называть и болезни, и исправительные наказания, и преждевременную смерть, и голод, и войну, и тому подобное, не потому, что все это в самом естестве своем есть зло, но потому что мучительно для людей и служит причиною печали и плача.

Толкование на малых пророков.

Лопухин А.П.

Трубит ли в городе труба, - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы

Ст. 6 выражает ту мысль, что пророческая проповедь, как звук трубы, возвещающей об опасности, должна напомнить народу о приближающемся бедствии, и притом бедствии страшном, неотвратимом человеческими средствами, потому что это бедствие посылается Самим Богом.

См. также Толкование на Ам. 3:3