Толкования на Ам. 4:9

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 9-10 Побих вы раждежением и златеницею: умножисте вертограды вашя, винограды вашя и смоквы вашя и масличия ваша: сия поядоша гусеницы: и ниже тако обратистеся ко мне, глаголет Господь. Послах на вы смерть на пути Египетстем, избих оружием юноши ваши, с пленом коней твоих, и изведох во огни полки вашя во гневе моем: и ниже тако обратистеся ко мне, глаголет Господь

Беспечально относящимся к проявлениям гнева, крайне равнодушным и столь предавшимся нерадению, что не считают даже нужным подумать о необходимости покаяния, не достаточен ни один способ обуздания, напротив нужны многие и один другого суровее, так чтобы один над другим имел превосходство для вящшего усиления скорби. Поэтому, так как Израильтянам, вероятно, было мало, для исправления, испытывать недостаток в пище и питье, то и наслано бедствие еще более этого тяжкое – недуг их тела, какой случается при горячке и желтухе. Тоже найдем и в проречении Иеремии; именно, он говорил: тако глаголет Господь: «се, аз дам на люди сия болезнь, и изнемогут отцы, и сынове вкупе, сосед и искреннии его погибнут» (Иер.6:21). Но так как они преданы были постыдным предприятиям и сильно наклонны к корыстолюбию, и потому умножали вертограды, винограды, смоквы и масличия, то Бог коснулся и их, вследствие чего, испытав не малую печаль, они должны были снова придти в здравый ум и предпочесть худшему лучшее, и Бог собрал это против них с тем, чтобы они, отовсюду поражаемые, спасались. Когда и этого было мало, то к этому прибавлено еще более сильное; так, говорит, когда вы, презирая Мою руку и едва не приписывая всемогущему Богу бессилие, вступили на путь Египетский, вместо Моего попечения положившись на «конски плоти» и предпочитая «человека Египтянина» (Ис.31:3), тогда-то именно, говорит, самое воинственное поколение истреблено было мечем Вавилонян, и всякий конник ваш стал пленником, потому что Бог лишал силы даже и тех, кто пользовался доброй славой и имел опытность побеждать в битвах. Послах на вы смерть на пути Египетстем – можно понимать и иначе. Когда над Иудою царствовал Иосия, Фараон Нехао, властелин Египтян, снарядил поход против Вавилона. А так как ему необходимо было пройти чрез землю Иудейскую, то Иосия, полагая, что поход на Вавилон один предлог, но что Египтянин вооружился на него, неразумно выступил против. Там Израиль пал. Поэтому, говорит, послах на вы смерть на пути Египетстем, то есть при прохождении Египтян; тогда же изведох во огни полки вашя, вместо: разрушил до основания города ваши, снабженные стенами и крепкими башнями. Тоже говорил и в начале: «и иде Ефрем ко Ассирием» (Ос.5:13), «и Иуда умножи грады утверждены: но послю огнь на грады его, и потребит основания его» (Ос.8:14). Итак, говорит, до самых оснований потряс Я самые крепкие города ваши, и ниже тако обратистеся ко мне, глаголет Господь.

Толкование на пророка Амоса.

Блж. Иероним Стридонский

Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница,- и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь

Я, в видах вашего исправления, не только совершил прежде сказанное, но поразил все то, что осталось от засухи, жгучим ветром и желтухою. Вместо жгучаго ветра Акила, Симмах и Феодотион перевели ὰνεμοφθορίαν, LХХ πύρωσιν, что мы можем передать чрез сожигание. Что же касается желтухи, то все одинаково перевели чрез ἴκτερον, кроме одного Феодотиона, переведшего чрез ὠχρίασν, что означает бледность. Так как они, вопреки гневу Господа, умножали сады и виноградники, смоковницы и маслины, то все истребила гусеница, о которой подробнее говорится у Иоиля (гл. 1). Но даже и под тяжестию наказаний и бедствий они не захотели обратиться к Богу. Эти слова должны служить к посрамлению еретиков, которые называют жестокостию средства вразумления и, так сказать, врачебные меры Творца. Поражает же Господь духовным образом еретиков тем сожиганием, о котором апостол Павел говорит: лучше есть женитися, нежели разжигатися (1 Кор. 7:9), и первоапостол: возлюбленнии, не дивитеся еже в вас раждению, ко искушению вам бываему (1 Пет. 4:12), и желтухою, которая вследствие разлития желчи, обращает красный цвет крови в бледный и не оставляет ничего здорового в теле, так что даже самый сладкий мед кажется горьким. Они еще недавно слышали в церкви: вкусите и видите, яко сладостен Господь (Пс. 33:9), и сами говорили: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим (Пс. 118:103); а теперь они будут называться παραπικραίνοντες (огорченными), и воды и дожди их не будут источать сладости и не будут принадлежать к земле обетованной, в которой, как мы читаем, текли потоки молока и меда, но будут называться Мара, то есть горечью. Они умножали у себя сады, на которые не захотел обменять свой виноградник Навуфей, предпочетший подвергнуться смерти (3 Цар. гл. 21). Ибо немощный должен есть овощи (Рим. 14:2). Кроме того, так как еретики, постоянно кичащиеся и подпадающие осужденно с диаволом, обольщают себя великими надеждами и измышляют призраки благ, чтобы смешивать яд с медом, то они хвастаются также тем, что имеют виноградники, маслины и смоковницы. Но их виноградник – виноградник содомлян, и масличные насаждения их состоят не из хороших маслин, а из диких, которые апостол повелевает прививать к корням хороших маслин (Рим. гл. 11). Они имеют также смоковницы, но такие, которые могут служить для наполнения корзины негодными смоквами, которых, как свидетельствует Иеремия (гл. 29 ст. 17), нельзя есть вследствие горечи их. Господь, подошедши к такого рода смоковницам, проклял их, так что они всегда должны оставаться сухими (Мк. гл. 11) и не приносить плодов, чтобы зеленью своих листьев не обманывали проходящих. А чтобы мы видели, что сады, виноградники, смоковницы и маслины еретиков следует понимать в худом смысле, к каждому слову прибавлено ваши, то есть не Божии, а еретические: сады ваши, виноградники ваши, смоковницы ваши и маслины ваши. Все это опустошила гусеница, служащая последним из всех бедствий: она не улетает подобно саранче, переходящей то туда, то сюда и все оставляющей полуобъеденным, но остается на погибающих плодах и, медленно передвигаясь, она чрез продолжительное обгрызание все истребляет. Но и претерпев все это, они тем не менее не захотели обратиться к Господу.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.

Лопухин А.П.

Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница, - и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь

Пророк указывает другие бедствия, постигавшие Израиля: гибель посевов от болезней и садов от гусеницы. Ржа - с евр. schiddaphon, собств. чернота, почерневшие волоса от восточного ветра (слав. «побих вы раждежением»); блеклость - с евр. irakon желтизна, пожелтение хлеба (Втор XXVIII:22; 3 Цар VIII:32), бывающее от дующего в ноябре ветра (слав. «и златеницею»).