Толкования на Ам. 5:1

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-2 Слышите слово Господне, имже аз приемлю на вы плачь: дом Израилев падеся, и ктому не приложит востати: девица Израилева повержена на земли своей, несть восставляющего ю

Блаженные пророки, предузнавая имеющие быть с кем-либо несчастия и потом, вследствие этого исполняясь страха и сильно скорбя как о братьях, иногда делают сильнейшие обличения, едва не уязвляя из-за любви и располагая к бодрствованию предвозвещением вскоре грядущих событий. Нечто подобное и теперь делает пророк, говоря как бы от Своего лица, однако не от своего ума, но по божественному откровению. Итак, слышите, говорит, слово Господне сие, имже аз приемлю на вы плачь: возглаголал, говорит, во мне Бог всяческих, и сложился у меня плач о вас, отступающих от Него. Что же это за печальная песнь? что за плачь? и из-за чего у меня может выступить слеза? – Ужасное и неисправимое несчастие: дом Израилев падеся. Он стоял, когда Бог был чтим и любим, а теперь пал, когда Он оскорблен безумствами заблуждающихся. Кто потом восставит павшего по мановению божественному? Повержена девственница, то есть соблудила. Кто же она такая? – Конечно, опять таки Израиль, или синагога Иудейская, которой сказано от Бога: «не аки ли домом мене нарекла еси и Отцем и вождем девства твоего?» (Иер.3:4)? Итак, получив вождем девства Бога, она повержена на земли своей, то есть стала блудницею и совершила грех неизвинительный. Правда, некогда она блудила в Египте, но она была не в своей земле и подчинялась законам своих властителей, иногда, может быть, и против воли была принуждаема к их обычаям, как бы по необходимости отторгаемая от прародительского благоверия. А теперь никто не нудит, потому что она находится на своей земле, где песстун – закон, приводящий ее к познанию сущего по естеству и истинного Бога; где открытый, свободный и совершенно безупречный путь ко всему наилучшему. Поэтому, какой ей изыскать способ оправдания? Ведь она соблудила уже не по чьему-либо понуждению, но самоохотно. Потому-то и некому поднять поверженную. Впрочем и нам самим весьма прилично сказать всемогущему Богу: «Ты страшен еси, и кто противостанет Тебе? оттоле гнев твой» (Пс.75:8)?

Пало соборище Иудейское и иным образом, подлежа ответственности за поругание над Христом, и лежит уже без чьей бы то ни было защиты, ожидая только благодати Милосердого, разумею Христа, потому что и она будет призвана к познанию чрез веру в последние времена века (Рим.11).

Толкование на пророка Амоса.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 1, 3 Дом израилев падеся, и к тому не приложит востати. Пало царство израильское, и нет восставляющего; потому что царства держатся воинскими силами, а их там нет. Понеже из града, из него же исхождаше тысяща, не останется в нем ста.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-2 Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев. Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее

Что касается буквального и исторического смысла этого места, то десять колен, называемые Израилем, никогда, после отведения их в плен, не возвращались в землю свою. Девою же называется народ израильский не потому, что он пребывал в девственной чистоте, а потому, что он некогда, подобно деве, находился в сочетании с Господом. И пророку повелевается поднять плач о нем потому, что он никогда не возвратится в прежнее состояние. В духовном же смысле пророку повелевается плакать о всем Израиле, который умом видел Бога и который впоследствии перестал служить Ему, подобно тому, как Иезекиилю (Иез. гл. 2) было повелено съесть книгу, в которой и внутри и снаружи были написаны плач, и песнь, и горе. Слово внутри понимай в смысле слов Песни Соломона: введе мя царь в ложницу свою (Песнь П. 1:3), и сорок четвертого псалма, в котором написано: вся слава дщере царевы внутрь (Пс. 44:14). Снаружи же находится все то, что читается буквально, что бывает видимо на коре и не заключается [так сказать] в сердцевине духа. Таким образом и буквально, и духовно во всех книгах пророков написаны: плач о тех, которые после грехопадений приносят покаяние; песнь относительно тех, которые, не будучи запятнаны никакою нечистотою греховною, достойны песнопения и хвалы, и горе в отношении к тем, кои не приносят покаяния, но по жестокосердию собирают себе гнев в день гнева (Рим. гл. 2). Но если плач относится, как мы сказали, к тем, которые приносят покаяние, и если покаяние приносит исцеление раненым, то каким образом говорится по переводу LХХ: дом Израилев пал и не восстанет более; дева Израилева заблудилась в земле своей, и некому поднять ее? Это [затруднение] может быть разрешено следующим образом: после того, как дом Израилев пал по своей воле, он не получит прежнего достоинства; после того, как дева Израилева заблудилась в земле своей, она не найдет никого, кто мог бы поднять ее. Обрати внимание на особенности выражений. Кто составляет дом и причисляется к общей массе, о том говорится, что он пал; но кто находится в числе дев, тот, если заблудится, то даже после легкого грехопадения не будет в состоянии восстать, – не в том смысле, что он не восстанет, а в том, что он не восстанет девою Израилевою и не восстановит его Господь Израилев [девою]. Ибо не одну и ту же славу имеет тот, кто всегда следовал за Господом, и тот, кто блуждал вдали от стада и после того был принесен на плечах доброго Пастыря (Лк. гл. 15). Поэтому и чрез другого пророка Господь говорит: покаяние грешника Я предпочитаю смерти (Иез. гл. 18). Покаяние предпочитается сравнительно не с самою чистою святостию и не с церковию (которая не имеет пятна или порока), но с смертию и адом. Это мы говорим не в тех видах, чтобы, подобно Новату, уничтожить надежду на покаяние, но для того, чтобы сделать менее смелыми и более осторожными тех, которые, надеясь, по причине открытой двери покаяния, на будущее, утрачивают настоящее и, имея возможность оставаться без раны, получают по неосторожности рану, от которой впоследствии будут испытывать боль и мучения. У Отца Моего много обителей (Ин. гл. 14), и звезда от звезды разнится в славе: так и при воскресении мертвых (1 Кор. 15:41–42): святые будут сиять подобно солнцу и луне, вечерней и утренней звезде, а те, кои покаятся после грехопадения, будут подобны, смотря по заслугам, другим звездам.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.

Лопухин А.П.

Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев

Обличение Израиля за нарушение правды и возвещение наказания

С гл. V-й начинается новая речь, в которой пророк обличает Израиля за нарушение правды и возвещает суд Божий. Пророк уже видит в духе этот суд наступившим; Израиль уже пал. Поэтому пророк поднимает плач о доме Израилеве. - Плач, евр. kinah, - плачевная песнь по поводу смерти героя или по поводу погибели города. У евреев, как и у других народов, было в обычае составлять подобные плачевные песни, и в Библии сохранились образцы их: такова элегия Давида на смерть Саула и Ионафана (2 Цар I:17-27), а также целая книга, известная под именем «Плача Иеремии». Плачевные песни или kinoth составлялись библейскими писателями с соблюдением особого размера, который обыкновенно называется кинаметром (Budde. Das Voikslied Israels im Munde d. Propheten. Zeit. AIt. Wiss. II, 1). Сущность кинаметра состоит в том, что песнь излагается в форме двучленных стихов, причем второй член воегда короче первого как бы в зависимости от наполнившей душу поэта скорби. В плачевной песни пророка Амоса также выдержан кинаметр. - Слова дом Израилев, составляющие обращение, в тексте LXX приняты в значении подлежащего, сказуемое для которого находится в ст. 2-м (epesen, упал); отсюда в слав. «дом Израилев падеся».