Толкования на Авм. 2:18

Свт. Кирилл Александрийский

Что пользует изваяное, яко изваяша е? создаша слияние, мечтание ложное, яко упова создавый на создание свое, сотворити кумиры немыя

Порядок сказанного будет таков. «Что пользует, – говорит, – изваяное, яко изваяша е?» Какую пользу получает ваятель от своего изваяния, на которое он надеялся? Какая же здесь цель пророка, – об этом скажем по мере сил. Когда Кир и мидяне вторглись в Вавилон и наконец, война объявлена, тогда волхвы на помощь находившемуся в опасности городу призывали лжеименных богов, приносили не имеющим чувств жертвы и возлияния, возлагая всю надежду спасения на них. Но все это было ни что иное, как вздор, обман и обольщение, и пустой совет. Но взят и опустошен был тот город, который никогда не думал подвергнуться этому. Посему Бог всяческих посмеивается над соображениями преступных и над их упованием на бездушных: «что пользует, – говорит, – изваянное», – что есть не иное что, как ложный призрак, не имеющий в себе ничего истинного? Ибо как и на каком основании можно верить, что изваянным руками человеческими присуща всецело божественная сила? Итак, упование на них суетно и поистине смешно для людей, имеющих сильный и трезвый ум. Но, кажется, можно объяснить смысл рассматриваемых слов и иначе. Взявший города и разоривший, так сказать, все страны вавилонянин неудержимо и необузданно устремился (своими мыслями) в высоту, заболел гордостью и, жалкий, украшая свою голову славой божественной, делает из золота свое изображение, как написал об этом божественный пророк Даниил; потом приказал поклоняться ему, – и тем, которые отказались бы сделать это, назначена была в наказание смерть. Итак, какая же польза от этого, скажи, говорит. Ведь возмечтавший быть даже богом уже недалек был от самой жалкой участи и подвергся невыразимым бедствиям.

Толкование на пророка Аввакума.

Блж. Иероним Стридонский

К чему служит истукан, сделанный художником своим, – это литое измышленное изображение, и однако создававший его художник возложил надежду на свое измышление, хотя делал немое подобие чего-либо

Последовательно в соответствие с вышесказанным (или в вышесказанном)говорится о Навуходовосоре, что он устроил статую идола Бэла и поставил ее на поле Дура, или, – как написано в Еврейском, – Дора, о котором более полно мы читаем в книге пророка Даниила (Дан. 3, 1). Итак Писание выражает удивление безумию и глупости царя, так как он сам приказал устроить золотую статую и сам же, измысливший изваяние, верит тому, что́ измыслил: впрочем, это мы можем понять и вообще против всех почитателей идолов. Но не будем думать, что то, что вырезывается и выплавляется есть одно и тоже; ибо под резными изображениями мы можем понимать сделанные из камней и мраморов, а под литыми понимаются те, которые из металлов, могущих расплавляться и снова сплавляться; таковы, например, золото, серебро, медь, олово и свинец. Это сказано с тою целию, чтобы мы могли знать, что́ в переносном смысле обозначается резным и литым изображением. Во Второзаконии мы читаем: Проклят всякий, кто сделает или резное или литое изображение, дело рук художника, и поставит его в таинственном месте (Втор. 27, 15). Я думаю, что резное и литое изображение – это догматы извращенные, которые составляют предмет почитания со стороны тех, которые их измыслили. Вот посмотри на Ария, измыслившего себе резного идола твари и почитавшего свое собственное измышление. Посмотри на Евномия, который вылил себе ложный образ и преклонял выю свою пред этим вылитым истуканом. Писание знаменательно говорит: «И поставит его в таинственном месте.» В самом деле, ведь, они имеют и для него свои собственные неистовые служения, и некоторым ученикам, как бы совершенным передают сокровенные тайнодействия, ложь которых изобличается тотчас же, как только они выходят на свет. Итак их резные или литые изображения не помогают им ни в каком отношении. Резное изображение, – стоящее в связи с камнями, – усматривается в тех учениях, нелепость которых открывается с первого взгляда. Литое изображение оказывается там, где по-видимому есть некоторые основания премудрости мира сего, и где идол образуется, – как бы из некоторого золота, – из учения философов и с помощию блестящего красноречия. Итак измышление художника нисколько не будет помогать ему; а немое и глухое изображение чего либо не будет иметь возможности слышать своего почитателя. Если ты когда-либо увидишь, что кто-нибудь не хочет веровать истине и упорно продолжает стоять на начатом им занятии, хотя ложность его учений уже показана, то вполне к делу ты можешь сказать о нем: „Он возлагает надежду на истукана своего и создает немые или глухие изображения“, потому что слово χωφὰ у Греков имеет значение, как того, так и другого, хотя Симмах, переводя его словом ᾶλαλα, по-видимому, разумел скорее немые, чем глухие изображения. Пусть также никого не смущает та особенность языка (ιδίωμα) Писаний, о которой мы неоднократно уже говорили, напр., в словах: Кто верный и благоразумный домоправитель по твоему мнению (Лк. 12, 42); также и в другом месте: Кто мудр и поймет (или понимает) это (Псал. 106, 43), – особенность, состоящую в том, что слова: «кто» и «что» употребляются вместо «редко», хотя из других мест мы можем доказать, что те же слова употребляются вместо слова: «невозможно»; напр.: Кто разлучит нас от любви Христовой: скорбь или теснота (Римл. 8, 35) и т. д. Тоже самое и в настоящем отрывке: «К чему служит истукан, сделанный художником своим?» ибо и в том, и в другом месте показывается невозможность, – как того, чтобы скорбь или теснота разлучили любовь Апостола от Христа, так и того, чтобы в идолах была какая-нибудь польза.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию.

Лопухин А.П.

Ст. 18-20 Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его

Пятое и последнее «горе» обличает корень злобы и нечестия халдеев (как и других языческих народов), именно: идолослужение их. Идолы всех видов: кумир деревянный или каменный, песел или литой из металла, массека - совершенное ничтожество, и молитвенное обращение к нему - нелепость; первое доказывается обычным у библейских писателей указанием на то, что идол - дело и произведение рук человеческих (ст. 18: ср. Пс CXXXIV:15 сл. Ис XLIV:9), второе - тем, что идолы суть «учители лжи» - в том смысле, что от них люди ожидали мудрых советов и пророчеств, но те и другие оказывались сплошною ложью.