Толкования на Авм. 2:19

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 19-20 У, люте глаголющему ко древу: ободрися, востани: и камению: возвысися: и то есть мечтание, и сие есть скование злата и сребра, и всякаго духа несть в нем. Господь же во храме святем своем: да убоится от лица его вся земля

Смысл изъясняемых слов опять сходит с тем, что я только что сказал. Справедливо скорбит о заблудившихся. Оставив единого и истинного Бога и удалившись с пути благоговения к Нему, они устремляются к погибели, глупо взывая к дереву: «ободрися, востани, и камению, возвысися». Когда кто-либо из заблудившихся испытывает страх (пред какой-либо опасностью), то обыкновенно приносят курения на жертвенниках, отворяют капища и взывают к бездушным идолам: помилуйте, спасите, возвысися и ты, камень, как бог защищающий почитающих твое могущество и поклоняющихся тебе. Итак, по справедливости горе тем, которые поклоняются сделанным из золота и серебра, не имеющим духа, и говорят им такие слова, которые прилично говорить Богу, обитающему на небе и имеющему Своим храмом вышний град, ибо Святый обитает во святых и водворяется в чтущих Его. Но святой пророк говорит нечто полезное и необходимое и для нас. Все здравомыслящие должны покланяться единому истинному Богу и всякий мудрый должен воздавать Ему почтение, Ему приносить моления, у Него искать спасения, Его исповедовать – Творца и Господа всяческих, Спасителя и Искупителя, всемогущего и святейшего, по Своему усмотрению изменяющего природу вещей и всем правящего по Своему хотению.

Толкование на пророка Аввакума.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 19–20 Горе тому, кто говорит дереву: «пробудись»; камню молчащему (или лежащему) «встань». Разве он научит чему-нибудь? Вот он покрыт золотом и серебром, но нет дыхания внутри его. Господь же во храме святом Своем: да молчит вся земля от лица Его

Разным образом и эти слова могут быть приняты, как сказанные или против Навуходоносора, или против всяких людей, почитающих идолов. А описывается здесь заблуждение человеческое, состоящее в том, что вследствие блеска материала почитают, как богов серебро, золото, драгоценные камни и шелк, которыми покрыты или окутаны идолы, так как художник, действительно, сумел им придать форму; но он не мог вложить души, которая оживляет части тела. Напротив, о Господе говорится, что Он во храме святом Своем (Пс. 10, 4), но не в храме, созданном руками, а или на небесах, или же в каждом из святых, согласно слову Апостола: Разве не знаете вы, что вы есте храм Божий и дух Божий обитает в вас (1Кор. 3, 16) и в другом месте: Тела ваши суть храм Божий (1Кор. 6, 19), или же в Сыне, как Сей сам говорит: Отец пребывающий во Мне, Сам творит дела (Ин. 14, 10); а, может быть, весь мир, состоящий из неба и земли и заключенный в кругах небесных признается домом Божиим, конечно, потому, что «дух внутренно питает» небо и землю, моря и всю вселенную, «и мысль, разлитая по всем составным частям, приводит в движение всю массу и смешивается с великим телом“ (Виргил. VI. Энеид.). Посему Апостол и говорит с полною верою: Ибо в Нем мы живем и движемся, и существуем (Деян. 17, 28). Посему, если кто-либо возразит: „Каким образом говорится, что духа нет в идолах, когда при всех истуканах присутствуют духи нечистые“? – таковой пусть узнает обычное словоупотребление Св. Писания, по которому дух погибельный решительно никогда не называется просто духом, но с какою-либо прибавкою, как напр., в следующем месте: Они обольщены духом блудодеяния (Ос. 4, 12), и в Евангелии: Когда же дух нечистый вышел из человека (Лук. 11, 24) и в прочих этим подобных местах. А где бы ни употреблялось слово «дух» без всякой прибавки, самостоятельно, всегда оно понимается в хорошую сторону, т. е. в отношении к Духу Святому, таково, напр., место у апостола: Сеющий в Духе, от Духа и пожнет жизнь вечную (Галат. 6, 8) и в другом месте: Плод же Духа есть любовь, радость, мир (Галат. 5, 22) или: Ходите Духом и вы не будете совершать похотей плоти (Галат. 5, 16). Мы говорим не то, что Дух Святый не обозначается никогда словом «дух» с прибавкою ибо, на самом деле, Он именуется и Духом Святым, и Духом первоначальным, и Духом правым, и Духом Бога и т. д.; но мы утверждаем то, что Дух Святый обозначается часто и одним только словом, – «дух» и с прибавлениями; дух же злой всегда обозначается в Писании только с прибавлениями. Но если бы кто-либо с упорством захотел в этом месте видеть духа злого, то на это можно сказать еще и то, что одно значат слова: «Нет никакого духа в нем», а другое – «Нет никакого духа около него», ибо он может присутствовать при истуканах, хотя не может быть никогда внутри их. Посему Акила более знаменательно перевел Еврейский словами: «И духа его нет в его чреве», или: «в средине его». К тому же должно быть известно и то, что в некоторых Еврейских свитках не прибавлено «никакого» а читается просто «духа». Но если кто-либо, убедившись доказательством моим, станет разуметь в этом месте Св. Духа и спросит: почему же, если здесь говорится о Св. Духе, слово «дух» читается с прибавкою «Нет никакого духа в нем» таковой пусть знает, что под всяким духом разумеются различные благодатные дары Св. Духа, так что смысл этого места такой: «Он не может иметь в себе никакого дара Духа, никакой силы“. Это также гораздо лучше понимается и в переносном значении, – именно, что никакой благодати Св. Духа нет во всех идолах еретиков и их измышлениях; и хотя в них нет ничего движущего и жизненного, однако они, по-видимому, имеют образ божественности и прелесть истинных догматов. А чтобы не показаться скрывающими от читателя то, что́ мы знаем, скажем также и то, что у Евреев «дух» и «ветер» называются одним и тем же словом: rua (רוה) и это слово понимается обыкновенно или как дух, или как ветер, соответственно с смыслом места. Так и в настоящем случае мы можем понимать дух или в смысле ветра, так как в идолах ничто не дышит, или в смысле души, так как истуканы – неодушевленны. А что слово дух употребляется в значении души, это ясно показывает молитва Спасителя: Отче, в руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46). А так как Ииcус не мог вручить 0тцу ни духа злого (что даже и помыслить есть нечестие!), ни Духа Святого, Который и сам есть Бог, то предал ничто иное, как душу Свою, о которой сказал: Прискорбна душа Моя даже до смерти (Мф. 26, 38; Мк. 14, 34), и: Никто не может отнять душу Мою от Меня: но по воле Своей Я полагаю душу Мою, и снова добровольно принимаю ее (Ин. 10, 1718).

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию.

Лопухин А.П.

Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет

См. Толкование на Авм. 2:18