Толкования на Авм. 3:6

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 6-7 Ста, и подвижеся земля: призре, и растаяша языцы: стрышася горы нуждею, и растаяша холми вечнии, шествия вечная Его, за труд видеша селения Ефиопская, убоятся и кровы земли Мадиамския

Выражение: «ста» в богодухновенном Писании очень часто понимается в смысле приведения к концу какого-либо дела, как если бы кто-нибудь сказал: стало это дело; а смысл такого выражения тот, что дело окончено и приведено в исполнение. Так, Сепфора, жена Моисея, обрезавшая каменным ножом маленького сына, сказала ангелу-губителю: «ста кровь обрезания сына моего» (Исх. 4:25). А она хотела этим сказать не то, что прекратилось течение крови, а то, что совершено дело обрезания и окончено желаемое; ибо избегает смерти обрезываемый духовным камнем, который есть Дух Христов. Подобным же образом и Иисус, преемник Моисея, повелел перешедшим Иордан сынам израильским обрезаться каменными ножами, без сомнения начертывая тем образ обрезания в духе; ибо, как Христос назван камнем, так и Дух Его – камень, или нож каменный. Итак, слово: «ста» часто означает исполнение дела. Итак, ста Христос, то есть пришло в исполнение сказанное о Нем, и Он явился живущим на земли, «и подвижеся земля». Землею же называет населяющих землю, которые и подвиглись. А каким образом, об этом скажем по мере сил. Те, которые некогда были непоколебимы в своей решимости делать злое, постоянны в нечестии, пристрастны к плотоугодию и утвердились в заблуждении, – поколебались и подвиглись, обратившись к богопознанию и к добродетели. Подобным же образом подвиглась и израильтяне от служения законного, приняв веру в Него; ибо перешли к решимости жить по-евангельски и руководиться законами Спасителя. А что слово «подвигнуться» означает иногда переход од чего-нибудь к чему-либо иному, это может быть ясно из слов блаженного Давида, который воспевает и говорит: «седяи на херувимех, да подвижется земля» (Пс. 98:1). Мы утверждаем, что он повелевает подвигнуться земле не той, говорю, которая находится под ногами людей и подлежит их чувствам; напротив, требовал перемены от худшего к лучшему. Вот один смысл объясняемых слов. Но можно найти в них и другой смысл таким образом. «Ста и подвижеся земля». Земля испытала эти два состояния: «ста» и «подвижеся». А какой именно смысл может быть в том и другом, – необходимо объяснить. Итак, «ста», ибо она как бы опьянела, и удобно склоняемая ко всему неприличному и как бы носимая всяким ветром, наконец получает твердое и необходимое стояние, потому что укрепляет ее Христос, соответственно тому, что сказано устами Исаии синагоге иудейской: «постави себе самого» (Иер. 31:21). Потом «подвижеся», удалилась, как я уже прежде сказал, от прежнего заблуждения и возлюбила все угодное Богу. Итак, поистине удивительно, что земля в одно и то же время «ста и подвижеся»; ибо Христос и делает ее сильной на всякое благое дело, и располагает ее стремиться от худшего к лучшему.

Выражение: «призре» Бог иногда означает воззрение с кротостью и любовью, а иногда с гневом и угрозой. Так «на кого, – говорит, – воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих(Ис. 66:2). И божественный Давид негде умолял, говоря так: «призри на мя, и помилуй мя» (Пс.85:16). Устами же пророка Иезекииля Он о ком-то говорил: «утвержу лице Мое на человека того и положу его в погибель и в потребление и извергу его от среды людий Моих, и увесте, яко аз Господь» (Иез. 14:8). Это слова угрожающего гневом и погибелью, и праведным наказанием для раздражающих Его. Точно так же и Христос взирал, то есть устремлял в гневе взор Свой на некоторых. И тотчас они растаяли наподобие воска и как бы от попаляющего огня «горы стрышася нуждею». Народами же и горами называет нечистых духов и тех, которые в душе своей высоко и надменно думают о себе и, наподобие гор, возносятся над другими. Излишество всегда имеет дурные последствия, и любостяжательность соединяется с превозношением. Может быть, силе их соответствует степень свойственной им жестокости, ибо демоны весьма сильны и потому усиливаются противиться Богу и присваивать себе подобающую Ему славу. Но «стрышася нуждею», ибо силою Христа они сокрушены и превращены в ничто, и сделались подножием уверовавших. Горою в другом месте назван и сатана, которому в лице Навуходоносора Бог устами пророка сказал: «се, аз на тя, горо смертоносная, глаголет Господь, растлевающая всю землю» (Иер. 51:25).

Прикровенно упомянув о лукавых и противных силах, которые враждуют против славы Христовой и вовлекают в грех живущих на земле, он необходимо ввел в речь и предстоятелей синагоги иудейской, которых и называет холмами ради того, что они кажутся поднятыми высоко и превосходят других священством и соединенной с ним честью. Вечными же их называет вследствие непрерывности этого служения, ибо оно не прекращается ни в какое время. Если и прекратилось значение служения в тенях и образах, но сущность служения перешла в лучшее; ибо священнодействуют Богу ничуть не менее предстоятели святых церквей и приносят Ему бескровную жертву. Итак, холмы вечны ради постоянного и непрекращающегося служения. Но они вместе с горами были сокрушены и вместе с народами растаяли. Так как они мудрствовали приятное демонам и исполняли угодное дьяволу, предав на распятие Начальника жизни и разнообразно неистовствуя против Него, то они вместе с тем справедливо подверглись такому же наказанию, были низвержены и пали, или как говорит пророк: «дом Израилев падеся», и «несть возставляющаго» его (Ам. 5:1-2).

В Священном писании божественные заповеди обыкновенно называются иногда «шествиями», иногда путями и стезями. Вот что сказано устами Иеремии: «станите на путех и видите, и вопросите о стезях Господних вечных и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему и обрящете очищение душам вашым» (Иер. 6:16), а также устами блаженного Давида: «заповедий твоих текох, егда расширил еси сердце мое» (Пс.118:32). Итак, «растаяша, – говорит, – холми», то есть получившие славу начальствования иудеев и облаченные преимуществами служения по закону; ибо они «шествия» или заповеди Еммануила, очевидно евангельские научения, и несравненно лучшее древних предсказаний и славнейшее наставление «за труд видеша», то есть сочли тяжелым и утомительным, хотя Спаситель всех нас Христос ясно говорит: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:28-30. И иначе некоторые сделали тяжелыми пути свои, которыми можно было бы легко достигнуть жизни вечной. Господь наш Иисус Христос некогда, объясняя силу таинственного благословения, говорил: «аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе» (Ин. 6:53). Слушатели же столь священных слов пустословя говорили: «жестоко есть слово сие: и кто может его послушати? како может Сей нам дати Плоть (Свою) ясти(Ин. 6:52,60). Евангелист же удостоверил и в том, что «от сего мнози от ученик Его идоша вспять, и ктому не хождаху с Ним» (Ин. 6:66), так, что и к самим ученикам Христос обратился с вопросом, не хотят ли и они удалиться от Него, говоря: «еда и вы хощете ити(Ин. 6:67) Но божественный Петр на это ответил, воскликнув: «Господи, к кому идем? глаголы живота вечнаго имати» (Ин. 6:68). Они не считали путей Его за труд, но слово Его было для них поистине приятно и достойно внимания. «Шествия» же называет «вечными», потому что никогда не прекратится, напротив, продолжится в бесконечный век и всегда будет существовать евангельская и спасительная проповедь, после того как обветшала древняя и законная заповедь и оказалась не без недостатка, как говорит Павел, и вследствие этого введена вторая, которая «на лучших обетованиях узаконися» (Евр. 8:6-7). Посему и божественный Давид провозгласил, говоря Господу нашему Иисусу Христу: «правда Твоя правда во век, и закон Твой истина» (Пс. 118:142); ибо, как я сказал, то, что в тенях, не пребыло, и образы прекратились, но то, что во Христе, утвердилось и навсегда осталось непоколебимым.

Благополезные повествования всегда заключают в себе нечто достойное внимания и такие известия, которые не пресыщают, хотя бы кто и передавал их одними и теми же словами. Посему, сказав прежде о приведении в бессилие враждебных сил, и в подобии народов представив их как бы растаявшими и подобно горам низвергнутым, далее уподобляет их иноплеменникам, которые воевали против иудейской земли. А это были эфиопы, которые некогда обитали к востоку и югу около Индийского моря, и мадианитяне, населявшие соседнюю пустыню. Итак, говорит, «убоятся» те, которые воевали против святого города, под которым мы должны разуметь духовный Сион или Церковь Христову, которую населяют святые и род избран, каким прообразовательно в древности был Израиль, потому что Израиль толкуется: ум, видящий Бога. Достоин удивления и Нафанаиль, как «воистинну Израилтянин, в немже лести несть» (Ин. 1:47). Итак, под образом эфиопов и мадианитян, которые постоянно стремились наносить вред народу избранному, то есть Израилю, мы будем разуметь полчища демонов, враждебных святым. Но можно думать и иначе, что эфиопами называются идолослужители, у которых жизнь плотская, земная и исполненная нечистоты. А таковы эфиопы. Они не имеют света божественного в душе, но как бы черны сердцем и помрачены в мыслях, и о них говорится, что им дан в снедь змий, как негде Давид воспевает и говорит Богу всяческих: «ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским» (Пс. 73:14). Как для нас животворящее слово Божие сделалось духовной и святой пищей, так и грехолюбивые и не познавшие истинного Бога как бы питаются сатаной, имея его в душе, мудрствуя и говоря угодное ему. А мадианитяне, как я сказал, всегда были неприязненны святым. Но, если угодно, можно найти и более глубокое значение этого имени: «мадианитянин» толкуется «осужденный». Такое название приличествует как самому сатане, так и единомысленным с ним лукавым силам, «имже мрак тмы во веки блюдется» (Иуд.1:13).

Толкование на пророка Аввакума.

Блж. Иероним Стридонский

Он стал и измерил землю, посмотрел, и рассеял народы. Сокрушены были вековые горы и погнуты были холмы мира от путей вечности Его

Стоя и созерцая все и измеряя оком своим весь объем мира, Спаситель рассеял множество народов. А по рассеянии и уничижении их сокрушены горы века сего и погнулись холмы мира сего. Действительно есть и другие холмы и горы, по которым прыгает и пробегает Жених описываемый в книге Песнь Песней old:pp:02:08|(Песн. 2, 8), и относительно которых говорится и во втором степенном псалме: Я возвел «очи свои на горы, от которых придет помощь» мне (Пс. 120, 1). А горы века, это те же самые, что и горы тенистые, о которых предупреждает нас и Иеремия, чтобы не спотыкались на них ноги наши (Иер. 30:1, 31 ) Это те холмы, на которых господствовал Саул, когда убивал священников Божиих (1Цар. 22, 17); ибо «Gаbаа» обозначает именно: «холм». И он очень точно говорит: „погнуты были холмы мира“, потому что пред пришествием Спасителя они выступали с гордо поднятою шеею, и никто не мог смирить их надменности. А сокрушены они и погнуты от путей вечности Его, т. е. Бога, потому что вечность Его соблаговолила снизойти к нам, или же потому, что Он от начала мира даже до воплощения Своего приходил к святым и в руках отдельных из них сделался словом Божиим, и во всех тех, которые побеждают, Он был победителем: вечный путь Его погнул холмы и сокрушил горы. Это сказано нами в переносном значении по тексту Еврейскому. – Затем, – согласно тексту LХХ, – после того, как Слово Божие выступило пред лицем Бога и появилось на равнинах, Бог Отец пришел туда, где Ему для Слова Его приготовлено место и пришел по стопам Слова Своего и остановился; никогда не предшествуя Ему, но всегда ожидая, чтобы Оно приготовило путь. А там, где Он станет по следам Слова Своего, тотчас земля, т. е. дела плотские и телесные придут в смятение, потому что не имеют силы выдерживать присутствия Божия. А когда они придут в смятение, то Бог силою Слова Своего и присутствия Своего посмотрит на все душевные народы, под чем мы можем понимать помышления их и многоразличные их умствования, которые тотчас рассеются и исчезнут. А если что либо возвышалось на земле вопреки познанию Божию и занимало слух внимающего, то будет сокрушено и обращено в прах, когда придет Бог предшествуемый Словом Своим. По сокрушении же и уничтожении гор от взора Божия, без сомнения, холмы будут уничтожены и обращены в ничто. Ибо они не горы Божии, а горы века сего; и вечный путь Бога, взирающего на то, чему предшествует Слово Его, и особенно на холмы века сего, сокрушит и уничтожит их. Под горами можно также разуметь и демонов, которые действуют в еретиках и поднимаются против познания Божия в тоже время холмы – это другие укрепления демонов, которые производят то, что люди увлекаются телесною красотою, почестями, богатством, знатностью рода и прочими благами мира. Мы можем видеть, как после пришествия Слова Божия и в присутствии Бога Отца придут в смущение души людей, и все земное рассеется, и прежние помышления обратятся в ничто. Тогда демоны придут в замешательство, высоты века сего обратятся в ничто, и все познание еретиков, которое прежде было столь надменно, с пришествием Слова Божия будет принижено, сокрушено и уничтожено. И то, что́ прежде казалось прекрасным и великим, будет отброшено, как ничтожное и презренное. И это происходит вследствие пришествия Божия и пребывания Христа, согласно сему и в другом месте написано: «Я поселюсь среди них, и буду ходить в них и буду Богом их и они будут Мне народом» (Лев. 26, 11–12.)

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию.

Лопухин А.П.

Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные

См. Толкование на Авм. 3:5