Толкования на Чис. 10:10

Свт. Афанасий Великий

и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, - и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш

Да не подумает кто-либо, что это слово простое и малозначительное, когда услышит Закон, дающий повеление касательно труб; велико и страшно слово это! А как эта труба более всякаго другого звука и всякаго орудия может возбудить и исполнить страхом, то Израиль, который был тогда еще отроком, был приводим ею к познанию посредством прообраза. Но дабы это не было почитаемо вообще за нечто человеческое, а за некоторое превосходнейшее и сверхчеловеческое знамение; звук сей был подобен тому, которому они внимали при горе, чтобы памятовать о Законе, данном им тогда, и соблюдать его.

Чуден был этот Закон, даже, будучи тенью, прекрасен! А если не так, то он не возбуждал бы страха и не способствовал бы благонравию тех, которые слышат его; и гораздо более это должно иметь значение по отношению к тем, которые некогда видели это; но в то время это было прообразовательно и совершалось как бы в тени. А мы, изменяя свое понимание и впредь удаляясь от сеновнаго, приступаем к истине и взираем на священныя трубы нашего Спасителя, велегласно призывающия нас иногда на брань, как говорится у блаженнаго Павла: «несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Ефес. 6, 12). Иногда громко призывает он к целомудрию, преданности и единодушию в брачной жизни; соизволяя девам то, что прилично девству, любящим воздержную жизнь – то, что прилично воздержанию; для состоящих же в браке одобряет то, что свойственно брачному состоянию, распределяя каждому соответственныя преимущества и почетныя награды. В иное время призывает он к посту и к празднованию. Внимай опять ему же, возглашающему как бы трубным гласом: «пасха наша за ны пожрен бысть Христос. Темже да празднуем, не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства» (1Кор. 5:7–8). А если кто хочет слышать превосходнейшую из всех труб, слушай нашего Спасителя, говорящаго: «в последний день великий праздника стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Иоан. 7, 37)! Ибо не подобало Спасителю призывать нас просто к празднованию, но к превосходнейшему празднику призывает Он нас, если только мы уготовали себя к тому, что должны услышать, и сделали себя способными к распознаванию звука трубнаго всякаго рода.

Первое праздничное послание.

Прав. Иоанн Кронштадтский

и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, - и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш

Теперь не хуже трубы исправляют у нас эти дела колокола.

Дневник. Том II. 1857-1858.