Толкования на Чис. 10:29

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 29, 31 И рече Моисей Иоваву, сыну Рагуилеву: воздвизаемся мы на место, о немже Господь рече, сие дам вам: и что доброе сотворит нам Бог, сотворим тебе; не остави нас: и будеши нам око; потому что он был муж способный управлять. Иовав сей называется тестем Моисеевым, но он был отец Иофора, тестя Моисеева; называется же тестем, как старец, притом старейший в семействе и глава дома. А тем, что Иовава просил Моисей идти, и он не пошел, изображается, как Еммануил призывал народ иудейский следовать учению Его, но Иудеи не последовали.

Толкование на книгу Числа.

Блаж. Феодорит Кирский

И сказал Моисей Ховаву, сыну Рагуилову, Мадианитянину, родственнику Моисееву: мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: вам отдам его; иди с нами, мы сделаем тебе добро, ибо Господь доброе изрек об Израиле

Имел он два имени, как Иаков и Израиль, как Симон Петр, как Фома, называемый Дидим, как Фаддей и Леввий. Иовав же был сын Иофоров.

Толкование на книгу Чисел.

Флавий Патерий

Ст. 29-32 И сказал Моисей Ховаву, сыну Рагуилову, Мадианитянину, родственнику Моисееву: мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: вам отдам его; иди с нами, мы сделаем тебе добро, ибо Господь доброе изрек об Израиле. Но он сказал ему: не пойду; я пойду в свою землю и на свою родину. Моисей же сказал: не оставляй нас, потому что ты знаешь, как располагаемся мы станом в пустыне, и будешь для нас глазом; если пойдешь с нами, то добро, которое Господь сделает нам, мы сделаем тебе

Мы можем скорее убедить людей гордых делать полезное им, если будем говорить, что их преуспеяние сослужит лучшую службу нам, нежели им, если скажем, что их совершенствование пойдет на пользу скорее нам, нежели им, и если потребуем его скорее для себя, чем для них. Гордецы нередко обращаются к добру, когда думают, что такое обращение на пользу другим. Почему и Моисей, который под водительством Божиим совершал путь по пустыне, следуя за столпом воздушным, - когда Ховава, родственника своего, хотел вывести из среды язычников и подчинить господству Всемогущего Бога, - говорит: Мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: вам отдам его; иди с нами, мы сделаем тебе добро, ибо Господь доброе изрек об Израиле. Но когда тот ответил: Не пойду; я пойду в свою землю и на свою родину, - Моисей прибавил: Не оставляй нас, потому что ты знаешь, как располагаемся мы станом в пустыне, и будешь для нас глазом. А ведь ум Моисея не угнетало незнание пути, поскольку близость Бога открывала ему пророческое знание: извне ему указывал путь столп воздушный, а изнутри им руководила прямая и непрестанная беседа с Богом. Но надо понимать, что муж прозорливый, беседуя с гордым слушателем, вознаграждения попросил и сам его дал. Попросил его стать вождем в пути - чтобы стать ему вождем в жизни. Добился того, что надменный слушатель стал еще более предан голосу, наставляющему его ко благу: потому что подумал, что необходим, и, полагая, будто ведет своего вдохновителя, сам подчинился словам вдохновляющего.

Изъяснение Ветхого и Нового Заветов.

Лопухин А.П.

И сказал Моисей Ховаву, сыну Рагуилову, Мадианитянину, родственнику Моисееву: мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: вам отдам его; иди с нами, мы сделаем тебе добро, ибо Господь доброе изрек об Израиле

По мнению одних, Ховав был сын, по мнению других — младший брат Иофора, сына Рагуилова (ср. Исх XVIII гл.).