Толкования на Чис. 15:35

Свт. Иоанн Златоуст

И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана

Но почему же наказан собиравший дрова в субботу? Потому что если люди с самого начала не соблюдали законы, то они вряд ли стали бы это делать в дальнейшем. Многую и великую пользу вначале приносила суббота - например, делала людей кроткими и человеколюбивыми к ближним, приводила их к познанию промысла и управления Божия и постепенно, как говорит Иезекииль, научала их удаляться от зла и располагала к предметам духовным.

Гомилии на Евангелие от Матфея.


Если Закон схватывает убийцу, то убивает его; если Благодать схватывает убийцу - просвещает и животворит. И что я имею в виду под убийцей? Закон побил камнями собирающего дрова в субботу - вот что значит буква убивает (2 Кор 3:6).

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.

Свт. Василий Великий

И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана

Взяв Божественные Писания, в Ветхом и в Новом Завете я обнаруживаю, что непокорность Богу отчетливо судится не по множеству и не по важности грехов, но по единственному ослушанию какого бы то ни было постановления и что всякое преступление влечет за собой одинаковый Божий суд. В Ветхом Завете я читаю об этом страшном конце Ахана или историю о собиравшем дрова в субботу, о которых нельзя сказать, чтобы они когда-либо в чем-то другом против Бога грешили или людей обижали, в малом или во многом. Но один из них за однократное и первое собирание дров несет неизбежное наказание, не имея даже возможности к покаянию, ибо тотчас по повелению Бога всенародно побивается камнями.

О суде Божием.

Блаж. Феодорит Кирский

И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана

Для чего повелел Бог побить камнями собиравшего дрова в субботу? Чтобы не послужил он образцом в беззаконии, как первый преступивший закон сей. Ибо наказание его внушало страх всем.

Толкование на книгу Чисел.

Прп. Максим Исповедник

И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана

См. Толкование на Чис. 15:32

Прп. Иоанн Кассиан

И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана

Мы знаем также и то, что некоторые за более легкие преступления подпадали под тот же скорый смертный приговор… Так произошло и с собиравшим дрова в субботу и также с Ананией и Сапфирой, которые, по заблуждению неверия, нечто малое утаили из своего имения: не потому, что грехи их были равно тяжки, но потому, что они как первые виновники нового преступления, подавшие прочим пример греха, должны были послужить примером наказания и страха, чтобы всякий, впоследствии покусившийся на то же, знал уже, что и он, подобно тем людям, осужден будет и что если отлагается в настоящее время его наказание, то оно постигнет его в день будущего судного испытания.

Собеседования.

Сальвиан Марсельский

И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана

Человек из израильского народа, собиравший дрова в субботу, был убит, и это, конечно, по воле и суду Божию, благостнейшего и милосерднейшего Судии, Который, без сомнения, предпочел бы миловать, а не убивать, если бы доводы строгости не победили доводов милосердия.

О правлении Бога.