Толкования на Чис. 21:6

Свт. Кирилл Александрийский

И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых

См. Толкование на Чис. 21:4

Свт. Филарет (Дроздов)

И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых

В Священном Писании Нового Завета значение медного змея открыто еще с большей ясностью. Змеи, которых укушение сопровождалось чувством нестерпимого жара в теле, изображали демонов и змея древнего, князя их (Откр. 12:9): они смертельно уязвляют нас и воспламеняют в сердцах наших палящую жажду, которая ничем утолена быть не может и оканчивается смертью. Их яд, проникая все существо наше, и нас самих превращает в змей, ибо ко всем грешникам относится то, что Иисус Христос и Его Предтеча сказали об Иудеях: змия, порождение ехиднова (Мф. 3:7, Мф. 23:33).

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 6-7 И посла Господь на люди змиев ядовитых, и угрызаху людей

Потом помолися Моисей о тысячах угрызенных, и был услышан. Но если он и сам согрешил: то почему не молился о душе своей? Хотя молился он, чтобы войти ему в землю обетованную, но не молился о прощении ему греха. А если он согрешил, то надлежало ему заботиться об отпущении греха, а не о земле ханаанской. Лучше было ему очистившись умереть в пустыне, нежели виновному в грехе войти в землю и увидеть ее. Значит, не молился он о грехе, потому что не было греха; молился же о земле, потому что желал войти в нее. Но чего желал он, того не дал ему Бог, а даровал, что было больше просимого. Ибо овладение землею было отложено на долгое время, а ему предварительно дано увидеть ее.

Толкование на книгу Числа.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых

Яко Мои суть вси зверие дубравнии, говорит Господь, скоти в горах (Пс. 49,10), Мои суть вси гади. Все послушно воле своего Творца. Кого Ему угодно будет употребить орудием Своего гнева на людей, кого пошлет, тот и пойдет: послал Он змей – и змеи исполнили Его волю.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Беда Достопочтенный

И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых

Укусы змей - это пагубное зелье и ловушки пороков, которые, когда коснутся души, ввергают ее в духовную смерть. И действительно, народ, ропщущий на Господа, подвергается змеиным укусам, поскольку по виду внешних шрамов познается, какую гибель переживает из-за внутреннего ропота. А воздвижение медного змия - когда на него глядели ужаленные, тогда оставались живы - есть воздвижение нашего Искупителя на кресте, только верой в Которого побеждается царство смерти и греха. Ибо верно грехи, влекущие и душу, и тело к погибели, выражаются в образе змей: не просто потому, что они жалят, что ядовиты, что изворотливы на погибель, но также потому, что через змея наши прародители склонились ко греху и из бессмертных через грех стали смертными. Господь искусно выставляется в образе медного змия, ибо Он пришел в подобии плоти греховной (Рим 8:3): ведь как медный змий был неким подобием ядовитых змей, но не имел никакого яда в своих жилах и сразу исцелял от злого яда своим воздвижением, кто бы не приходил из ужаленных змеями, так, и именно так, Искупитель рода человеческого принял на Себя не плоть греха, а подобие плоти греха, в которой претерпев крестную смерть, освободил всех верующих в Него от всякого греха и даже от самой смерти.

Гомилии на Евангелия.