Толкования на Чис. 21:9

Свт. Василий Великий

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

См. Толкование на Исх. 16:15

Свт. Григорий Богослов

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

Медный змей, хотя и был повешен против жалящих змей, но не как образ Пострадавшего за нас, но как изображающий противное. И он спасает смотрящих на него с верой не в то, что он жив, но что мертв и умерщвляет вместе с собой подчинившиеся ему силы (будучи сокрушен, чего и был достоин). И какая подобает ему от нас эпитафия? Смерть! Где твое жало? Ад, где твоя победа (Ос 13:14; 1 Кор 15:55)? Ты низложен Крестом, умерщвлен Подателем жизни. Бездыханен, мертв, недвижим, бездействен, и хотя сохраняешь образ змея, но предан позору на высоте!

Слова. Слово 45.

Свт. Кирилл Александрийский

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

См. Толкование на Чис. 21:4

Свт. Кирилл Иерусалимский

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

Сей образ представил Моисей в распятом змие, чтобы уязвленный живым змием, взирая на медного змия, исцелен был верою. Итак, если медный змий распятый спасал, то ужели воплощенный Сын Божий распятый не спасет?

Поучения огласительные. Поучение 13.

Свт. Филарет (Дроздов)

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

О целебной силе медного змея и о его значении так рассуждает и священный Писатель Ветхозаветный: «Егда тем найде жесток зверей гнев, и угрызеньми свирепых истребляхуся змиев, но не до конца пребысть гнев Твой: в наказание же вмале смущены быша, знамение имущее спасения на воспоминание заповеди закона Твоего: обративыйся бо не вещию зримою целяшеся, но Тобою, всех Спасителем. И в сем же показал еси врагам нашим, яко Ты еси избавляй от всякого зла» (Прем. 16:3-8). Врачевство было единственное, но сильное, ибо было Божественное; оно помогало всем - бедным, богатым, рабам, господам, чужестранцам, и не было предпочтения ни для кого: раны всех были равно неисцелимы всяким другим средством.

… Иисус Христос безгрешный, чтобы исцелить нас и избавить от смерти, явился в подобии плоти греха (Рим. 8:3). Как змей, повешенный на кресте, исцелял тех, которые к нему приближались и на него взирали, так Иисус Христос, распятый на кресте, спасает тех, которые приближаются к нему сердцем сокрушенным и взирают на Него с верой и упованием: Яко же Моисей вознесе змию в пустыне, тако подобает вознестися Сыну человеческому, да всяк веруя в Он не погибнет, но иматъ живот вечный (Ин. 3:14-16). Иисус Христос на кресте есть врачевство единственное, высочайшее, необходимое для всех и всех исцеляющее: кто, чувствуя тягость своего духовного недуга, взирает на Него с живой верой, кто только от него ожидает и с полной уверенностью дерзает просить исцеления, тот, сколь бы ни были застарелы и многочисленны его болезни, не погибнет, но жив будет.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.

Свт. Тихон Задонский

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

Сыны Израилевы, исшедшие из Египта и пустыню проходящие, когда угрызаемы были змеями, взирали на змею, вознесенную Моисеем по повелению Божию, и так от язв смертоносных змеиных исцелялись. Так нам, угрызаемым змием адским, змием древним, дьяволом, который прародителей наших в раю уязвил, должно взирать верой на Христа Сына Божия, ради наших грехов на древо вознесенного, и у Него с умилением и сокрушением сердца просить исцеления от язв греховных. Без Него исцеления нам не бывает. Ибо Он «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). И вознесение той змеи знаменует вознесение Сына Божия на Крест, как Сам Христос это истолковал: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14–15).

Письма келейные. Письмо 18.

Мч. Иустин Философ

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

Скажите мне: не Бог ли повелел через Моисея не делать ни образа, ни подобия, ни того, что вверху, ни того, что на земле, и не Он ли в пустыне через Моисея сделал медного змия и поставил его в знамение, которым спасались укушенные змеями, и, однако, Он неповинен в неправде? Ибо через это Бог возвещал о таинстве, показывая, что Он разрушит силу змия, возбудившего Адама к преступлению, а верующим в Того, Кто имел умереть через это значение, то есть крест, дарует спасение от укусов змия - худых дел, идолопоклонства и других неправд.

Беседа с Трифоном-иудеем.

Прп. Ефрем Сирин

И сотворизмию медянуи бысть егда угрызаше змия человека, и взираше на змию медяну, и оживаше

Евреев за то, что роптали на манну - хлеб ангельский, угрызали змеи, которые питаются прахом, и не ропщут на то. Пред дверьми скинии воздвиг Моисей сие изображение, чтобы туда обращали взор свой отвратившиеся мыслью от Бога, и чтобы досточтимым для них соделалось место, из которого исходило им врачевание. Представлен же в сем образ Того, Кто сказал: якоже Моисей вознесе змия в пустыни для исцеления сынов народа своего, тако подобает вознестися Сыну человеческому (Ин.3:14) на крест для спасения всех народов.

Толкование на книгу Числа.


Змей ужалил в раю Адама и убил его, и израильтян в лагере погубил. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин 3:14): потому что как посредством того изображения, которое Моисей прибил ко кресту, смотревшие на него телесно оставались в живых телесно, так посредством распятия тела Христова, пригвожденного ко кресту, таинственным образом пребывают живыми те, кто взирает и верует в Него. Итак, через медного змея, который не страдал по природе своей, было показано, что пострадает на кресте Тот, Кто не умирает по природе Своей.

Толкование на Диатессарон Татиана.

Прп. Максим Исповедник

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

См. Толкование на Чис. 21:8

Прп. Макарий Великий

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

См. Толкование на Чис. 21:8

Прав. Иоанн Кронштадтский

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

Как евреи, ужаленные змеями в пустыне, взирая на медного змея, повешенного на кресте, исцелялись от ужаления, так христиане, уязвляемые мысленными змеями – злыми духами, взирая на повешенного на кресте Господа, поправшего силу диавольскую, исцеляются от душевного ужаления.

Дневник. Том II. 1857-1858.


Евреев жалили в пустыне змеи в наказание за то, что они добровольно допускали жалить себя духовному змею. Оттого Господь повелел повесить на крест медного змия, в показание, что Господь на кресте победит и сотрет главу змия. Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2,15)! Воззрение на повешенного змия исцеляло от ужаления обыкновенными змеями, – воззрение очами веры на Распятого исцеляет от ужаления духовными змиями.

Дневник. Том III. 1859-1860.

Блж. Феодорит Кирский

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

И сие прообразовало спасительное страдание; потому что чрез змия прозяб грех; почему змий и понес на себе проклятие от Бога всяческих. Поэтому змий есть образ греха и клятвы. А поелику Владыка Христос, как говорит божественный Апостол, пришел «в подобии плоти греха» (Рим.8:3); потому что действительно приял на Себя тело, «греха же не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет.2:22); то спасительное страдание прообразуется медным змием. Ибо, как медный змий был изображением змиев, но не имел змииного яда, так и единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. И как угрызаемые змеями, взирая на медного змия, получали спасение; так уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти, и приобретают вечную жизнь.

Толкование на книгу Чисел.