Толкования на Чис. 24:1

Блаж. Феодорит Кирский

Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне

Дознав опытом, что ни мало не помогает волшебное искусство; потому что без меры сильнее Тот, Кто заставляет язык его произносить, что Ему угодно, перестал Валаам пользоваться обычными знамениями, и посвятил язык свой на служение Богу. Должно же знать, что некоторым представлялось, будто бы Валаам ничего не предрек о Спасителе нашем. Но им надлежало принять к сведению, что и крайне злочестивому Навуходоносору было откровение о Боге и Спасителе нашем. Ибо видел он камень, который «отторжеся… без рук, удари тело…, сокрушил золото, серебро, медь, железо, скудель, и бысть гора велика, и покрыл всю землю» (Дан.2:34–35). Посему предвозвестивший сие чрез Навуходоносора, и чрез Валаама предрек спасение вселенной, чтобы и у язычников сохранялись таковые предречения. О сем же предречении свидетельствует исполнение на самом деле. Ибо происшедший от Иуды по плоти пленил не князей только моавитских, но и вся «сыны сифовы» (Чис.24:17). А сыны Сифовы – все человеки; потому что Сифов потомок – Ной, от Ноя же – весь род человеческий. Но Валаам предсказал и победу Македонян над Персами. Ибо говорит: «изыдут из рук Китиейских, и озлобят Ассура, и озлобят Евреев» (Чис.24:24). Александр разрушил царство Персов, Антиох же, ополчившись против Иудеев, и столицу их взял, и Божий храм привел в запустение. И сии предречения совершены не лживым волшебством, но силою Всесвятаго Духа. Ибо Кто ослице повелел преестественно говорить человеческим голосом, Тот и языком волхва провозвестил будущее. Ибо сказано: «и бысть Дух Божий на нем» (Чис.24:2). Сие было и с беззаконным Саулом; отчего, по необычайности происшествия, составилась притча: «еда и Саул во Пророцех» (1 Цар.10:11).

Впрочем лживый волхв, и после такового опыта, устроял против Бога новые козни. Сознав, что Израильтяне, остеняемые Богом, имеют необоримую силу, измыслил довести их до нечестия невоздержанием, чтобы, лишившись Божией помощи за нечестие, соделались удобоуловимыми. И внушил Мадианитянам вооружить против них не мужей, но жен, а вместо оружия употребить им телесную красоту и приманчивые речи, чтобы уловленные красотою и обольщенные речами Израильтяне послужили их идолам. И о сем извещает нас блаженный Моисей, после победы над Мадианитянами, укоряя тех, которые сохранили жизнь взятым в плен женам. Ибо говорит так: «вскую жив остависте весь женск пол? Ты́я бо быша сыном Израилевым, по словеси Валаамлю, еже отступити и презрети слово Господне Фогора ради, и бысть язва в сонме Господни» (Чис.31:15–16). А Фогор есть имя идола. О сем нечестии упомянул и божественный Давид: «и причастишася Веелфегору, и снедоша жертвы мертвых» (Пс.105:28). Посему-то повелел Бог быть во вражде с Мадианитами. «Зане враждуют вам сии лестию…, прельщая… Фогором» (Чис.25:18). Когда народ согрешил, тогда князи, как выразился Симмах (Чис.24:4), были повешены за то, что не отвратили их от злого дела. Слова же: «и возвысится паче Гога царство его» (Чис.24:7), Симмах перевел так: и возвысится над Огом царь его. А сие означает, что и ополчившагося против них Ога преодолеют силою царя, который произойдет от них по плоти.

Толкование на книгу Чисел.

Лопухин А.П.

Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне

Валаам окончательно убедился, что он может только благословлять народ Божий, а потому уже не удаляется от жертвенника для разрешения своего душевного волнения.