Толкования на Чис. 24:8

Свт. Евсевий Кесарийский

Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит врага

Предсказание выше, пророчески провозгласившее, что Господь придет в Египет, говорило о бегстве Иисуса Христа в Египет с родителями. В этом же месте пророчествуется последовавшее возвращение из Египта, совершенное Им с родителями в землю Израильскую, говоря: Бог вывел Его из Египта. Ибо Один был Спаситель и Господь наш Иисус, Помазанник Божий, и не было никого другого от семени Израилева и от иудейского народа, кто пришел бы ранее и владычествовал бы народами, так что Писание недвусмысленно утверждает, что на Нем свершится исполнение данного пророчества, что из иудейского народа произойдет некий человек и будет владычествовать народами многими. Или пусть желающий предложить кого-то другого из когда-либо славящихся у евреев назовет правившего многими народами. Но никто не сможет назвать, потому что такого не было. О Спасителе же нашем, если и мы не будем говорить, то возгласит сама истина и звучно возопит, говоря в ответ, что Его божественная сила чрез воспринятого Им от семени Израилева во плоти человека владычествовала и ныне владычествует народами многими.

Доказательство в пользу Евангелия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

II. Паримия на вечерне праздника Рождества Христова (Числ. 24:2–3, 5-9, 17–18). В сей паримии излагается благословение Валаама Израильтянам и пророчество его о Звезде от Иакова.

Бог изведе его из Египта, якоже слава единорога ему. Пояст языки враг своих и толщи их измождит, и стрелами своими устрелит врага

Бог изведе его (Израиля) из Египта. К славе и величию Израильского народа прозорливец относит то, что Сам Бог извел его из Египта, рядом чудес усеял, так сказать, путь его в землю Ханаанскую. – Якоже слава единорога ему (у него). Находясь под чудесным покровительством Господа, Израильский народ стяжал себе славу единорога, т.е. он также крепок и страшен врагам, как единорог, или носорог. Это дикое животное одарено чрезвычайною силою, кожа его так толста и крепка, что ее не пробьет пуля, и даже зубы тигра не страшны носорогу. Самое страшное орудие защиты и нападения составляет у него рог, оканчивающийся острием кверху. Животное ломает этим рогом большие деревья, бросает камни поражает врага, так что слон и лев бегут от гибельного удара носорога. В книге Иова единорог (носорог) изображается как неукротимое, не поддающееся власти человека животное (Иов. 39:9–12). – Продолжая изображать грозную врагам силу Израиля, прозорливец говорит о нем: пояст языки (племена) враг своих, – т.е. они будут погибать от его руки, как от зубов хищного зверя. – И толщы их измождит, уничтожит их благосостояние. – И стрелами своими устрелит врага, насквозь пронижет врага своими стрелами. Так крепки и остры эти стрелы, так беспощадна рука, бросающая их на врага!

Толкование на паремии из книги Числ