Толкования на Чис. 25:8

Свт. Иоанн Златоуст

и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых

Иногда убийство оправдывается, а человеколюбие осуждается хуже убийства: когда первое совершается по воле Божией, а второе вопреки ей. Именно Финеес был оправдан, хотя он пронзил жену блудницу вместе с блудником, а святой Божий Самуил, несмотря на то, что он плакал ночами, сетовал и молился, не мог избавить от осуждения Саула, которое Бог произнес на него за то, что он против воли Божией пощадил иноплеменного царя, которого следовало умертвить.

К Феодору падшему.

Свт. Григорий Нисский

и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых

Если бы мы уподобились Его смерти, то совершенно мертвым соделался бы в нас грех, пронзенный копьем крещения, как тот блудник - копьем ревнителя Финееса.

На день просвещения.

Свт. Григорий Двоеслов

и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых

См. Толкование на Исх. 32:29

Свт. Кирилл Иерусалимский

и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых

Если Финеес, усердствуя, предал смерти бесстыдного человека и прекратил гнев Божий, то Иисус Христос, предав смерти не кого-то другого, но Сам Себя отдав в качестве искупления, неужели не может утолить гнева на людей?

Огласительные слова для просвещаемых.

Свт. Филарет (Дроздов)

и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых

Если чувства твои отверсты к удовольствиям растлевающим и оскверняющим душу: то не нужна ли тебе против тебя самого ревность Финееса, дабы, если можно, решительным ударом умертвить уды сущия на земли, страсть и похоть злую (Кол. 3:5)?

Слово в день святителя Николая.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 8, 10, 14 Вниде в след человека израильтянина в ложницу, и прободе обоих, и возревновал ревностью Моею в них. И тем что возревнова по Бозе своем и умилостиви о сынех Израилевых. Имя же человекуЗамврий, сын Салмонь. Сей Замврий, сын Салмонь, который в глазах братий своих дерзнул войти к Мадианитянке, и которого князи народные не убили за сие, есть образ сатаны, который бесстыдно вводит в грех сынов человеческих. А что Замврия не убили князи народные, сие служит образом, что и сатану не могли одолеть и небесные силы, и праотцы, и Пророки; одолел же его Еммануил, Которого изображает Финеес, и Который крестом Своим низложил и сокрушил сатану и всю силу его. И преста вред от сынов израилевых. Так, приведена в бездействие сила смерти, как скоро отъят грех.

Толкование на книгу Числа.

Лопухин А.П.

и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых

«Пронзил их», следуя чувству ревности о славе имени Божия и указаниям закона о смертной казни идолопоклонников (Лев XX:2; Втор XIII:8, 9). «Право ревнования» — jus. zelotyparum — признается раввинским учением за каждым евреем в случаях опасности соблазна для народа (ср. Ин II:14, 17).

«И прекратилось поражение сынов Израилевых». Кроме казни преступников по приговору Моисея и судей, соблудивший народ был наказан, по-видимому, какой-нибудь опустошительной болезнью.