Толкования на Дан. 1:8

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 8-9 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов

Посмотри, как он начинает с добрых дел. Так уже с этого времени он показал, что он велик был и чуден; потому он и называется славным именем. В чем можно было, в том он соблюдал закон. Кто другой, скажи мне, стал бы считать мерзостью царскую трапезу? Видишь, как он с самого начала обнаружил мудрость. Просил начальника евнухов, говорится, о том, чтобы не оскверняться ему. Ви­дишь, как он был не честолюбив. Он не сказал: отдам лучше душу свою; но просил не выдавать его, если возможно. Для чего, говорит, мне искать чести? Но не так поступили Иосиф и Моисей. Что же? Осудим ли мы их? Конечно нет, потому что они не знали того, что произошло впоследствии: еще не было закона, запрещающего некоторые яства. Посмотри, как он и обличает и любомудрствует, выказывая мудрость и в ма­лом. То же и апостолы говорили: сие надлежало делать, и того не оставлять (Лк.11:42). Он поступал так не потому, чтобы яства были идоложертвенными, но потому, что были запре­щены законом. Упросил ли он евнуха? Смотри, как Писание тотчас разрешило твое недоумение. Бог даровал Даниилу милость, говорит оно, и благорасположение начальника евнухов. То же было и с Иосифом; и там Иосиф пользовался милостью, и снискал Иосиф благоволение в очах его (Быт.39:1-4). Между тем оба они были рабами и в домах иноплеменников. Слова Даниила по справедливости могли возбудить гнев царя. Что говоришь ты? Трапезу властелина ты называешь мерзкою? А сам ты для нас разве чище? Разве ты не знаешь, что вы для того изучаете язык и науки халдейские, чтобы поступить в нашу среду? Почему же евнух оказал ему уважение? Даниил был презренным рабом, пленником. Хотя бы он был и важным и заслуживал уважение, но оказать ему уважение было опасно. Потому Писание, сказав, что благорасположение, передает и слова евнуха, и его опасения. Как же все устроилось? Это было бы невозможно, и не было бы позволено, если бы не устроила всего высшая благодать.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 1.

Прп. Ефрем Сирин

Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему

И положи Даниил на сердцы своем, еже не вкушати от трапезы царевы. Даниил воздерживался не потому, что нечисты были снеди и пития; ибо мог бы, заменяя одно мясо другим и одно вино другим, есть и пить не оскверняясь; но потому что он и товарищи его посвятили себя посту. Сие-то самое хранение поста было причиною, что Даниил себе и товарищам своим просил семен земных.

Блж. Иероним Стридонский

Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему

Кто не хочет вкушать от стола царского и от вина напитков его, чтобы не оскверняться, зная, конечно, что самая мудрость и учение вавилонян служит грехом, тот никогда не решится говорить того, чего не должно. Изучают же они ее не для того, чтобы следовать, а чтобы судить и обличать. Как возбуждает смех тот, кто, желая писать против математиков, не знает μαθήματος; (их науки): так равно и тот, кто, критикуя философов, не знает философских учений. Таким образом они изучают науку халдеев с тою целью, с какою и Моисей изучил всю мудрость египтян.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему

Отказ Даниила питаться яствами и вином с царского стола был вызван боязнью оскверниться, — нарушить предписания закона Моисеева о нечистой для евреев пище. Оскверняющими могли быть самые блюда, приготовленные из мяса запрещенных Моисеем животных и птиц (Лев. 11:4-19; Втор. 14:7-18) и, может быть, даже окропленные кровью жертвенных животных; несоответствующий закону способ их приготовления (Лев. 11:32-38) и, наконец, вся обстановка вкушения пищи: пред ее принятием призывали идолов, в честь их совершали жертвоприношения, во время обеда пели хвалебные гимны богам (Дан. 5:4). Стремление избежать осквернения могло быть у Даниила тем сильнее, что о нем предсказывали пророки (Ос. 9:3; Иез. 4:13-14).