Толкования на Дан. 2:29

Свт. Иоанн Златоуст

ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет

Говорит согласно с народным мнением, будто сны как бы висят над головою, потому ли, что в ней сосредоточена мыслительная спо­собность, или потому, что под головою разумеются глаза; а са­ми слова его означают: ты подал повод (к откровению). Не сказал просто: Бог открыл тебе; но сказал так: ты размы­шлял о том, что будет после сего. Так как он завладевал вселенною, то и размышлял, прострет ли он свою царскую власть на всех, или умрет. Величие власти обыкновенно приводит нас к забвению того, что природа наша смертна. Потому вероятно, что погрузился в бездну собственных подвигов, он не был твердо уверен, что умрет. То же случи­лось и с другим царем. Потому некто и сказал ему: будучи человеком, а не Богом,— разумея царя тирского (Иезек. 28:2). И посмотри, как он без оскорбления обличает царя. Он не сказал ему: ты думал именно об этом, — но: что будет после сего. Об этом ты думал, и размы­шлял, что будет впоследствии. На ложе твоем, когда никто не тревожил, но была спокойна душа; когда особенно много рождается у нас помыслов, злоупотребляющих нашим покоем и досугом. Потому-то у многих есть обычай проводить это время в молитве, так как тогда душа бездействует и про­исходит великий вред, если мы беспечны. И Открывающий тайны показал тебе то, что будет. Заметь, что уже второй раз он упоминает о Боге и не как пришлось; там он говорит: Тот, который есть на небесах, а здесь; Открывающий тайны показал тебе то, что будет.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 2.

Прп. Ефрем Сирин

помышления твоя, царю, на ложи твоем взыдоша, чесому подобает быти по сих

Помышление царя Вавилонского было таково: поелику покорил он все народы и уничижил всех царей, то думал, что нет уже такого царства, которое ниспровергло бы владычества Вавилонян. И Даниил возвещает, кем царство его будет ниспровергнуто.

Прп. Исидор Пелусиот

ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет

По уже признанному надлежит судить о сомнительном, а не по сомнительному — о признанном. Так, например, когда у царя вавилонского затмилось в памяти видение во сне истукана и желал он знать не только толкование того, что ему представилось, но и самое видение, что всех приводило в затруднение, тогда Даниил сначала не дал ответа на вопрос, пока не изложил того, что было явно. Ибо, объяснив, что думает он об этом по своему разумению, сделал он себя через это достойным доверия и свободным от подозрений в отношении истолкования сомнительного, поскольку учение о признанном всеми уничтожало обвинение, что говоримое — вымысел.

Письма. Книга II.

Блж. Иероним Стридонский

ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет

Ты, царь, начал на ложе твоем думать о том, что будет после сего?

Вместо слов после сего одни только LХХ перевели: после последних дней. Если бы это так читалось, то мы тщательно рассмотрели бы, где написано о последних днях, и обличили бы тех, кои полагают, что мир не погибнет. Ибо никогда дни не могли бы быть названы последними, если бы мир был вечен. Что же касается слов: ты, царь, начал думать, то чрез них указывает причины сновидения, – что Бог потому открыл ему тайны будущего, что сам царь хотел знать будущее, а чтобы Навуходоносор признал чудесность дара божественного вдохновения, [Даниил] излагает не только то, что тот видел во сне, но и то, что тот молча думал пред сном.

И Открывающий тайны показал тебе то, что будет.

На Навуходоносоре мы видим исполнение читаемого в Евангелии. Иже солнце Свое сияет на злые и благия (Матф. 5, 45). Ибо столь велика благость всемогущего Бога, что Оп даже Навуходоносору открыл тайны Своего мироправления. Спрашиваем тех, которые признают различные природы: какою природою, по их мнению, обладал Навуходоносор, доброю или злою? Если доброю, то почему он называется нечестивым? А если злою (что́ справедливо), то почему злому и перстному, то есть χοικῶ Бог открыл Свои тайны?

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет

См. Толкование на Дан. 2:27