Толкования на Дан. 3:15

Свт. Иоанн Златоуст

Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей

Хорошо выразился он о поклонении демонам: падите и поклонитесь. Невозможно кланяться демонам, не падая в пучину гибели, не отпадая от истины. Если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем. Во всяком случае, если есть печь, то очевидно — есть и огонь; если же есть огонь, то очевидно — горящий; но (мучитель соединяет все вместе, стараясь) увеличить и усилить угрозу, чтобы поколебать их твердость в благочестии. В тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем. До сих пор можно еще было сносить притя­зания его высокомерия, но смотри, что прибавляет он дальше: и тогда какой Бог избавит вас от руки моей? Вот другой фараон: и тот ведь говорил Моисею: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его? Я не знаю, говорит нечестивый, Господа и Израиля не отпущу (Исх.5:2). О, великое высокомерие человеческое! О, великое долготерпение Божие! Изрекает человек, и Бог сно­сит. Говорит брение, и Создатель долготерпит. Плотской язык издает звуки, и Владыка бесплотных духов снисходит, Вла­дыка, Ты творишь Ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем огненным (Пс.103:4). Благовременно при этом вспомнить слова Исаии (Сираха): что гордится земля и пепел (Сир.10:9)? Хочешь уразуметь вполне долготерпение Божие? Сообрази, насколько не­стерпимою показалась бы тебе обнаруженная здесь гордость, если бы она коснулась тебя. Случается, что кого-нибудь оскор­бит слуга; тотчас обиженный, ограждая свое достоинство сво­бодного человека, требует наказания за дерзкий поступок и подвергает обидчика беспощадной казни. Или обыкновенный частный человек нанесет оскорбление другому такому же члену общества; тотчас оскорбленный, уязвляемый обидой, спе­шит отомстить, не обращая внимания ни на общность природы, ни на равночестность всех, с полным пренебрежением к достоинству обидчика. Между тем одно достоинство равночестно­сти свойственно всему нашему роду: все мы созданы из земли и в землю обращаемся; одним, общим для всех, путем мы являемся в жизнь, и один, общий для всех, исход (пред­стоит нам). Из праха создан всякий из нас — и вот прах требует себе таких преимуществ пред равночестными. А Бог, обладая всем и по природе, и по закону, и будучи на­столько выше, насколько только можно представить Творца сравнительно с тварью, хулимый и уничижаемый безрассудными, не раздражается, но остается бесстрастным. Но затем пребы­вающих в безумии немного спустя наказывает, будучи Судией истины и Судией нелицеприятным. Он откладывает наказание, чтобы не истребить сразу всех грешников, и вооружается терпением, чтобы привлечь к покаянию.

Слово о трех отроках и о печи Вавилонской.

Прп. Ефрем Сирин

Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей

См. Толкование на Дан.3:20

Блж. Иероним Стридонский

Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей

Падите и поклонитесь истукану, который я сделал и проч. Хотя он в ярости приказал привесть отроков, однако дает им время для раскаяния, чтобы простить им вину, если они падут и поклонятся; если же они откажутся поклониться, то последует немедленное наказание в раскаленной печи.

Я какой Бог избавит вас от руки моей и проч. Конечно, Тот, рабу Которого ты не задолго пред этим поклонился и Которого ты справедливо назвал Богом богов и Владыкою царей.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей

См. Толкование на Дан. 3:14