Толкования на Дан. 4:14

Свт. Иоанн Златоуст

Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми

См. Толкование на Дан. 4:10

Прп. Ефрем Сирин

Изречением Бодраго слова, т.е. по грозному определению исполнится слово сие. И по глаголу святаго прошение. Сим показывается, что или скоро будет исполнение молитвы всех народов, желавших его уничижения, или услышана будет молитва самого царя, какую принесет он с покаянием, и будет возвращен на царство. Да уведят живущии, яко владеет Вышний царством человеческим. Или о праведниках синагоги иудейской, или о живущих во всякой стране и желавших уничижения Навуходоносорова, сказано, что в падении царя узнают они, что Вышний управляет всеми царствами на земле и дает их, емуже восхощет. И уничтоженное человеков воставит над ним. Сие говорится или о Меродахе, или о жене Навуходоносора, которая в течении семи времен управляла царством.

Прп. Исидор Пелусиот

Спрашивал ты, что значит сие: изречением Бодраго слово и глагол святых прошение, ибо в толковании у Даниила оставлено это без объяснения.

Посему знай: поскольку варвар при чрезмерной власти и в той мысли, что царство его неодолимо, впал в гордыню, думал о себе, что он вне человеческих пределов, и присудил себе божеский жребий, а между тем должен был быть поражен (о сем свидетельствовало посечение виденного во сне дерева), то, дабы уцеломудрить его не только страхом, который внушало видимое, но и изображением сего, описывемое действие представляется происходящим как бы пред царским судилищем, где царь дает определение, а военачальник толкует, то есть объявляет оное (под словом: изречение Пророк разумеет истолкование), и воины приводят его в исполнение.

Ибо Бодрым (слово ир значит «неусыпный») Пророк назвал провозгласившего приговор, как бы Архангела, а святыми - Ангелов, которым повелено посечь дерево. Поскольку не могли они воспрепятствовать определению (оно произнесено было с силою и громко), но видима была некая надежда ко спасению, так как оставались корни, то вопрошают они, то есть просят сделать им известным определенное время. И Бодрый дает им знать не только это, но и самую причину посечения, ибо говорит: да уведят живущии, яко владеет Вышний царством небесным.

Письма. Книга I.

Лопухин А.П.

Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми

См. Толкование на Дан. 4:7