Толкования на Дан. 8:5

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 5-7 И се козел от коз идяше от лива на лице всея земли. Козлом от коз называет Пророк Александра македонского. И не бе вреждая земли, потому что стремление его обращено было на Дария. И козлу тому рог видим между очима его. И прииде до овна имущаго рога два, и разсвирепе на него: и порази овна, и сокруши оба рога его, и поверже его на землю и попра его. Рогом между очами у козла Пророк называет царство и единодержавие Александрово; овен же, на которого нападает козел, есть Дарий Мидянин. Два рога у овна сокрушенные козлом, суть два царства - мидийское и персидское, отнятые Александром у Дария. И поверже его на землю и попра его. И войска не могли избавить Дария от руки Александровой.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 5-12 Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами. Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей. И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него. Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных. От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране, и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал

И я соображал (intelligebam).

Ибо на основании предшествующих видений, в которых второе царство было обозначено чрез овна и козла, он уже теперь соображает, что видит царство мидян и персов.

Но вот с запада шел козел от коз по лицу всей земли, и не касался земли и проч.

Чтобы кто-либо не подумал, что я излагаю свою собственную мысль, скажем словами Гавриила, изъясняющего видение пророка: овен, говорит он, которого ты видел с двумя рогами, это царь мидийский и персидский (ниже ст. 20). Это именно Дарий, сын Арзама, при котором было разрушено царство мидян и персов. Далее, козел от коз, шедший с запада и по причине необычайной быстроты казавшийся не касающимся земли, это Александр, царь греческий, который, по разрушении Фив, обратил оружие против персов и, вступив в битву при реке Гранике, победил вождей Дария, и наконец поразил самого овна и сломил два его рога, мидян и персов, и бросил его под ноги свои и оба рога подчинил своей власти. Рог же большой есть сам Александр, первый царь, и когда он, на тридцать втором году своей жизни, умер в Вавилоне, то восстали вместо него четыре вождя его, которые разделили между собою царство его. Ибо Египтом овладел Птоломей, сын Лага, Македонией Филипп, он же и Аридей (или Арий), брат Александра, Сириею и Вавилоном и всеми царствами Востока Селевк Никатор; в Азии воцарился Антигон. Но, говорит, не с его силою. Ибо никто не мог сравняться по величию с Александром. И после многих времен восстанет царь Сирии, с бесстыдным лицом и понимающий предлагаемое (рropositiones), – восстанет Антиох Епифан (Επιφανής), сын Селевка, называвшегося также Филопатором. Когда он был заложником в Риме и, без ведома сената, овладел поcредством обмана царством, то вел войну против Птоломея Филометора, то есть против юга и против египтян, затем на востоке, и против тех, кои замышляли новые порядки в Персии, и наконец, начав войну против иудеев, он, по завоевании Иудеи, вступил в Иерусалим и поставил в храме Божием статую Юпитера Олимпийского. И даже до силы небесной, то есть он стал величаться пред сынами иудейскими, которые были ограждены помощию ангелов, так что принуждал многих святых к идолослужению и как бы звезды небесные попирал ногами своими. Таким образом он овладел востоком и югом, то есть Египтом и Персиею. Слова же: вознесся даже на князя силы означают то, что он восстал против Бога, и преследовал святых Его и принес ἐνδελεχισμὸν, то есть постоянную жертву, приносившуюся утром и вечером, и осквернил и разрушил место освящения Его. И это [он сделал] не своею силою, но за грехи народа. Таким образом истина была повержена на землю и одновременно с господством идолослужения приостановилось служение Богу.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Ст. 5-7 Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами. Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей. И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него

Запад, север и юг испытали на себе всесокрушающую силу мидо-персидского царства. Нетронутым остался лишь восток; как известно, поход Ксеркса против Греции кончился неудачей, но отсюда же (Персия по отношению к Греции лежит на запад — козел идет с запада) в лице первого греческого царя (ст. 21) пришла гибель. Неимоверно быстрый поход Александра Македонского в Азию (козел идет с необыкновенною легкостью, «не касаясь земли»), его победы над Дарием Кодоманом при Гранике, Иссе и, наконец, близ Суз и реки Евлея — между Гавгамелой и Арбелой положили конец существованию мидо-персидской монархии.