Толкования на Дан. 8:9

Прп. Ефрем Сирин

И от единаго их взыде рог един мал, т.е. из дома Селевка Никатора произошел рог малый - Антиох. И возвеличися вельми к югу и к востоку, потому что Антиох преимущественно на юг и восток распространил владения свои.

Блж. Иероним Стридонский

От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране

См. Толкование на Дан. 8:5

Лопухин А.П.

От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране

По объяснению небожителя (ст. 23), новый появившийся на голове козла рог означает наглого и искусного в коварстве царя, имеющего восстать в конце политического существования четырех царств, «когда отступники исполнят меру беззаконий.» На основании 1 Мак. 1:7-15 под этим царем необходимо разуметь Антиоха Епифана.

«Александр, — говорит автор первой Маккавейской книги, — царствовал 12 лет и умер. И владычествовали слуги его каждый в своем месте. И по смерти его все они возложили на себя венцы, а после них и сыновья их в течение многих лет; и умножили зло на земле. И вышел от них корень греха — Антиох Епифан. В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие. И установили у себя необрезание и отступили от святого завета.»

Если по словам книги пророка Даниила, наглый и искусный царь восстанет тогда, когда «отступники исполнят меру беззаконий своих,» то и по свидетельству 1 Маккавейской книги воспарение Антиоха Епифана совпадает с появлением среди Израиля «отступников от святого завета.» Введение необрезания — высшая мера беззакония. Тожество эпохи и лиц не подлежит никакому сомнению. Небольшой первоначально рог чрезвычайно разросся затем к югу, к востоку и к прекрасной стране. Так точно и Антиох Епифан, в начале царь Сирии, вел успешные войны против юга — Египта (1 Мак. 1:16-18), востока, — Персии (1 Мак. 3:31,37; 6:1-4), Вавилона (1 Мак. 6:4) и Армении, причем, подчинил себе армянского царя Артаксиаса. Его власти подчинилась также и прекрасная страна, т.е. Палестина (Иер. 3:19; Иез. 20: 6), названная так за свое плодородие.