Толкования на Дан. 10:2

Свт. Иоанн Златоуст

В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней

См. Толкование на Дан. 10:1

Прп. Ефрем Сирин

В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней

См. Толкование на Дан. 10:1

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 2–3 В те дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней: хлеба вожделенного я не ел, и мясо и вино не входили в уста мои, и мастями я не умащал себя, пока не исполнились три седмицы дней

Этот пример научает нас во время поста воздерживаться от изысканной (dеliсаtiоribus) пищи (потому что именно она, как я думаю, называется теперь хлебом вожделенным), и не есть мяса, и не пить вина и сверх того не требовать мастей. У персов и индийцев и теперь сохраняется тот обычай, что пред банею они употребляют масти. Смиряя душу свою, он присоединяет три седмицы, чтобы моление [его] не казалось случайным и кратковременным. Применительно же к иносказательному смыслу следует то сказать, что кто находится в сетовании и (оплакивает) отсутствие Жениха, тот не вкушает хлеба вожделенного, сходящего с неба, и не принимает твердой пищи, которая разумеется под мясом, и не пьет вина, веселящего сердце человека, и не оживляет (ехhilarat) лица посредством елея согласно с тем, что мы читаем в Псалмах: „чтобы оживить лицо елеем« (Псал. 108, 15). С такого рода постом невеста соединяет слезы, служащие к достижению [просимого], тогда, когда Жених взят от нее. И справедливо Даниил решается обратиться с молением в Господу, потому что часть пленных иудеев была уже освобождена в первый год царя Кира.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Ст. 2-3 В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней

Поводом к откровению служила глубокая печаль пророка, выразившаяся в посте. Он воздерживался от мяса, вина и вкусного хлеба, считавшихся у иудеев праздничною пищею (Быт. 27:25; Ис. 22:13), и не умащал себя благовонным маслом, что было знаком радости (Еккл. 9:8; Ис. 61:3; Ам. 6:6). Так проводил пророк три недели первого месяца (ст. 4), т. е. Нисана, следовательно, и дни пасхального торжества. Причины подобной печали, как можно догадываться, заключались в следующем. Судя по ст. 12, пророк Даниил и в третий год царствования Кира не оставлял дум и забот о своем народе, тех дум, которые начались с первого года правления Дария Мидянина (9:1 и д.). Мало отрадные и утешительные, так как современное состояние евреев было печально и в будущем не предвещало ничего хорошего, они и повергли пророка в скорбь. И действительно, хотя после возвращения иудеев на родину прошли целых два года, но возвратившиеся не нашли здесь счастья. Восстановив жертвенник (1 Езд. 3:1-2), они приступили к построению храма. Но уже при закладке его радостные крики народа смешивались с плачем стариков, видевших прежний храм в его славе (1 Езд. 3:12-13), а немного спустя радость и совсем должна была исчезнуть. Начались происки самарян, всеми силами старавшихся вооружить против Иудеев персидское правительство и остановить постройку храма (1 Езд. 4:1-5). Цель была ими достигнута, благодаря чему через два года по освобождении иудеи не могли отпраздновать праздника Пасхи должным образом. Неудивительно поэтому, если и пророк Даниил разделял в эти дни скорбь своих соотечественников.