Толкования на Дан. 11:17

Прп. Ефрем Сирин

И вчинит лице свое внити в силу царств, то есть владений Димитриевых. И все увлечет с собою, т.е. Александр или выведет с собою все войска свои, или возьмет и унесет все достояние Димитриево. И под видом почести дщерь даст ему, еже растлити ю, то есть отец отдаст дочь с коварным умыслом, а не для брачного союза. Ибо, если бы хотел отдать в замужество, то не отдавал бы другому, отняв у того, кому дал. Итак явно, что отдана была для блуда, потому что в короткое время перешла от одного царя к другому. И не пребудет, и не будет ему. Поелику она не ему принадлежала в последствии, то сожительство их названо растлением, а не супружеством.

Блж. Иероним Стридонский

Cт. 17–19 И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на погибель ее, но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того. Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими; но некий вождь прекратит нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него. Затем он обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнется, падет и не станет его

И обратит лицо свое, чтобы войти во владение всем царством его, и будет искусно действовать (recta faciet) с ним, и отдаст ему дочь жен, чтобы погубить его (или оное). Чтобы погубить его, то есть Птоломея, или оное, то есть царство его.

Желая не только обладать Сириею, Киликиею, Ливиею и другими областями, принадлежавшими приверженцам Птоломея, но распространить свое царствоваше также на Египет, Антиох чрез Евкла Родосского обручил свою дочь Клеопатру Птоломею в седьмой год царствования юноши, а на тринадцатом году выдал ее, дав ей под видом приданого всю Келесирию и Иудею. Дочь же жен сказано плеонастически (per πλεονασμὸν), подобно тому, как в известных поэтических выражениях: «так изрекла устами»; „и выслушала слова этими ушами“.

Ибо он не мог овладеть Египтом, потому что Птоломей Епифан и вожди его, заметив козни, держали себя очень осторожно, и Клеопатра более склонялась на сторону мужа, нежели отца. Поэтому он направился к Азии и, начав морскую войну против весьма многих островов, овладел Родосом, Самосом, Колофоном (или Колофониею и Боклою) и Фокеею и многими другими островами. Но против него выступил Л. Сципион. Назика вместе с братом своим Публием Сципионом Африканом, победителем Ганнибала. Ибо, так как консул Назика, брат Африкана, был человеком ограниченных дарований и сенат не хотел доверить ему ведение войны против могущественнейшего царя, то Африкан, вследствие обиды, нанесенной брату, предложил сам отправиться в качестве легата [при Назике]. Таким образом Антюх был побежден, и ему приказано было царствовать в пределах Тавра, но он бежал потом в Апамию и Сузы и достиг отдаленнейших городов царства своего. Но когда он вел войну против Елимейцев, то погиб вместе со всем войском своим. Относительно этого именно и говорит теперь Писание, что он овладел многими островами, но, будучи побежден римлянином, потерял царство в Азии, и позор его обратился на его голову, и, убегая из Азии, он наконец возвратился в царство своей земли, но споткнулся, и пал, и не найдено было место его.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на погибель ее, но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того

Желая по возможности захватить и египетские владения «южного царя,» Антиох стал действовать хитростью. После разгрома Палестины он заключил с Птоломеем мир и обручил с ним, семилетним мальчиком, свою дочь Клеопатру, надеясь при содействии ее погубить малолетнего царя и захватить Египет. Но Птоломей и его вельможи, раскрыв замыслы Антиоха, были очень осторожны; при этом и Клеопатра явно склонялась на сторону мужа, а не отца. Благодаря всему этому, коварные замыслы Антиоха «не состоялись» и пользы ему не принесли никакой.