Толкования на Дан. 12:4

Прп. Ефрем Сирин

Ты же, Данииле, загради словеса, и умолчи, и запечатай книги до времени скончания, Ангел заповедует Даниилу, чтобы уста его не произносили, и ничье око не читало написанного в книге, повелевает же запечатать и хранить книгу, чтобы по исполнении пророчества Иудеи не могли сказать: не предвидел Бог, что должно было претерпеть народу. И многие взыщут Бога, и умножится видение, после сей скорби так же, как и после вавилонского угнетения.

Блж. Иероним Стридонский

А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение

А ты, Даниил, сокрой слова и запечатай книгу до определенного времени. Многие будут проходить [ее], и умножится ведение. Кто открыл Даниилу многообразные истины, тот, давая понять, что и сказанное им сокровенно, повелел сокрыть слова и запечатать книгу, чтобы многие читали ее, доискиваясь истинного смысла повествований и вследствие большой темноты приходили к различным догадкам. Слова же: будут проходить, то есть пробегать ее многие означают прочитывание ее многими. Ибо мы обыкновенно говорим: я пробежал книгу, я прошел историю. То же и Исаия говорит о темноте своей книги: «и будут слова книги этой, как слова книги запечатанной, которую если дадут человеку, не умеющему читать, говоря ему: «прочитай“, то он ответит: не могу прочитать, потому что она запечатана (Исаии 20. 11–12)“. И в Апокалипсисе Иоанна была видима книга, запечатанная седмью печатями внутри и отвне. И так как никто не мог снять печати ее, то я, говорит Иоанн, много плакал. И дошел до меня голос, говорящий: не плачися: се победил есть лев, иже сый от колена Иудова корень Давидов, разгнути книгу и разрешити печати ее (Откр. 5, 4–5). Раскрыть эту книгу может тот, кто знает тайны Писаний, и понимает загадки и темные, по причине великой таинственности слова, и истолковывает притчи, и убивающую букву обращает в дух животворный.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение

Откровение заканчивается обращенным к пророку повелением «сокрыть слова свои,» т.е. позаботиться о тщательном сохранении данного видения. А так как оно было последним в ряду всех других видений, то одновременно с первым приказанием дается в второе: «запечатать книгу» — позаботиться о таковом же сохранении и всех ранее полученных откровений. При сбережении их в первоначальной чистоте и неприкосновенности умножится «ведение» путей Господних.