Толкования на Еккл. 2:6

Свт. Иоанн Златоуст

сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья

См. Толкование на Еккл. 2:4

Свт. Григорий Нисский

сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья

Потом, после снеди, произращаемой под открытым небом и под крышею, и вода не оставляется несодействующею разнообразию удовольствий, как будто должно наслаждаться всеми стихиями, землею посредством свойственного ей, воздухом посредством дерев, водою посредством сделанного человеческими руками моря. Ибо чтобы взгляд на воду услаждал обольщением глаз, помост делается озером, потому что вода вокруг обнесена стенами здания, так что и купание доставляет удовольствие прохлаждающим тело, и вытекающая вода, делясь повсюду, где потребно орошение, делает сады более цветущими. «Сотворих ми», говорит Екклезиаст, «купели водныя, еже напаяти от них прозябение древес».

А у меня был источник райский, то есть, учение добродетелей, которым орошалась духовная сухость, пока презирал я земные воды, и наслаждение которыми временно, и естество которых преходит. Итак гораздо лучше из божественного источника, которым орошаются и возращаются душевные добродетели, привести для себя хотя малый поток, чтобы в душах наших зеленел сад добрых предначинаний, при помощи Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

На Книгу Екклесиаста.

См. также Толкование на Еккл. 2:4

Свт. Амвросий Медиоланский

сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья

О естественных же потребностях ты можешь прочесть, что сказано в Екклесиасте: …сделал себе водоемы для орошения из них рощей (Еккл. 2:6). И да не удивляет тебя то, что он говорит не «колодец», а водоем, ибо Моисей говорит о колодце глубины, так как избавлен ото всякой заботы и стеснения тот, кто мир сей разумом благочестивым превзошел. Потому верно Екклесиаст говорит водоем, ибо видит, что нет никакого изобилия под солнцем, но, если кто изобиловать хочет, во Христе да изобилует. В мистическом смысле есть у нас еще один колодец, который обретаем мы в Песни Песней, где говорит Писание: Садовый источник - колодезь живых вод и потоки с Ливана (Песн. 4:15). Потому, если возжелаешь исследовать таинств глубины, узришь колодец, ибо во глубине лежит тайная мудрость.

Об Исааке, или о душе.

Сщмч. Дионисий Александрийский

сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья

См. Толкование на Еккл. 2:4

Блж. Иероним Стридонский

сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья

Устроил себе водоемы для орошения из них рощей и растущих деревьев. Деревья рощей, деревья лесов, которые неплодовиты, не приносят плодов, питаются не небесным дождем, не водами, падающими сверху, а теми, которые собираются в водоемы из ручьев. Ибо равнинный и низменный Египет, как овощной огород, орошается водами земными и идущими из Эфиопии, а земля обетованная, как страна гористая и возвышенная, ожидает дождя раннего и позднего с неба.

Толкование на книгу Екклезиаст.

См. также Толкование на Еккл. 2:4

Лопухин А.П.

сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья

О царском водоеме упоминается в Неем. 2:14 (ср. Ис. 22:11). О том, что этот водоем построен был Соломоном, говорит лишь книга Екклезиаста. Иудейское предание также усвояет его Соломону. В настоящее время по дороге от Иерусалима к Хеврону на расстоянии 2 1/2 часов пути находятся так называемые пруды Соломона. По свидетельству Иосифа Флавия вода из прудов Соломона была проведена в Иерусалим для нужд храма и всего города. Это свидетельство заслуживает полного доверия, так как пруды эти стоят выше площади Харама, на которой стоял храм Соломонов, приблизительно на 130 футов, и так как теперь еще сохранились остатки водопроводов, соединяющих пруды Соломона с Иерусалимом.

Толковая Библия.