Толкования на Еккл. 3:17

Прп. Иоанн Кассиан

И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там»

Божественная премудрость через Екклесиаста назначила каждой вещи, то есть всем обстоятельствам, как благополучным, так и несчастным, скорбным, свое время. Как и сказано: Всему свое время, и время всякой вещи под небом (Еккл. 3:1)… И немного позднее говорится, что время для всякой вещи и [суд] над всяким делом там (Еккл. 3:17). Из дел, перечисленных в том месте, ни одного нельзя отнести к числу постоянно благих: каждое хорошо только тогда, когда бывает в свое время и прилично исполнено, так что если случается не вовремя, то делается бесполезным и вредным. Между тем, те действия, которые благи или плохи по природе своей, например: правда, благоразумие, мужество, воздержание и прочие добродетели, или, напротив, пороки - не подлежат этому правилу по неизменяемости их природы. Поэтому те действия, которые бывают благими или худыми по качеству совершающего их, полезны или вредны не по природе своей, но по расположению делающего или по обстоятельствам времени.

Собеседования.

Блж. Августин

И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там»

Неужели, скажите мне, неужели единственное суждение Божье, которому, как по этим же писаниям мы читаем, следует сбыться и над верными, и над неверными (притом, что все предвещенное должно наступить), неужели мы предположим, что единственное суждение Божье не придет в действие? Напротив, воистину, оно сбудется, как и все те - наступили. И не будет никакого человека нашего времени, который смог бы оправдать перед этим судом собственное безверие, когда ко Христу будет взывать и праведник за правду - и вероломный за коварство, и правитель за властвование - и воин за участие в битве, и супруг за руководство - и супруга за послушание, и отец за наставление - и сын за повиновение, и господин за господство - и раб за служение, и смиренный за благочестие - и гордец за зависть, и богач за то, что раздает - и бедный за то, что принимает, и пьянчуга за чашей - и побирушка у дверей. И добрый человек за добродетель - злой за грех, и христианский богопочитатель - и языческий низкопоклонник. Все воззовут ко Христу, и с каким бы отношением ни взывали, и какими словами, - без сомнения, должны будут подать отчет самому Тому, к Кому взывают.

Письма.

Блж. Иероним Стридонский

И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там»

См. Толкование на Еккл. 3:16

Беда Достопочтенный

И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там»

См. Толкование на Еккл.3:16

Лопухин А.П.

И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там»

См. Толкование на Еккл.3:16