Толкования на Еккл. 4:5

Апостольские постановления

Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою

А кто терпит недостаток в житейском от расточительности, или от пьянства, или от праздности, тот недостоин не только пожертвования, но и Церкви Божьей, ибо Писание говорит о таковых, утверждая, что ленивый опускает руку свою в чашу и не хочет донести ее до рта своего (Притч. 19:24), и опять: …глупый [сидит], сложив свои руки, и съедает плоть свою (Еккл. 4:5), ибо всякий пьяница и блудник обнищает и оденется в разодранные одежды, и всякий сонливый - в рубища (Притч. 23:21; LXX), и в другом месте: …если устремишь глаза свои на чаши и сосуды, то впоследствии будешь ходить обнаженнее белильного дерева (Притч. 23:31; LXX), ибо праздность воистину есть мать голода.

Свт. Амвросий Медиоланский

Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою

Если кто еще в этом сомневается, да примет свидетельство евангельское; ибо говорит Сын Божий: …мы играли вам, и вы не плясали (Мф. 11:17). Потому и оставлены иудеи, которые не плясали, которые не умели восплескать руками своими, и призваны язычники, которые Богу духовные рукоплескания дали. Ибо глупый [сидит], сложив свои руки, и съедает плоть свою (Еккл. 4:5), то есть телесными заботами себя связал, и ест свою плоть подобно смерти непобедимой, и жизни вечной этим не обрел. Мудрый же, вознеся труды свои, дабы воссияли они пред очами Отца его, Который на небесах, не истребил, но вознес внутренняя своя ко благодати воскресения. Это славный танец мудрого, которым танцевал Давид. И взошел он высотой духовного танца вплоть до престола Христа, да узрит и услышит, как сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109:1).

Письма.

Блж. Иероним Стридонский

Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою

Глупый сложил руки свои, и съедает плоть свою. Здесь изображается тот же ленивец, что и в Притчах (Притч. 24). Он сложил руки на груди своей, и вот к нему, как скорый гонец, приходит бедность и от чрезвычайного голода (как гиперболически сказано здесь) он съедает плоть свою; он думает, что лучше иметь одну горсть муки и жить в праздности и лености, чем трудясь жить с полными руками. Все это развивает с целью показать, что тот, кто трудится и имеет что-нибудь в мире, открыт для зависти, а тот, кто хочет жить праздно, удручён бедностью, и что оба они несчастны, когда один терпит из-за богатства, а другой угнетён нуждою вследствие бедности. И истинно так. Кто завидует чужому счастью, кого обуяло как бы умоисступление, кто принял зависть в сердце свое и воспитал ее в груди своей, тот съедает душу свою и плоть свою. Ибо, чем более счастливым видит он того, кому завидует, тем более сам томится и чахнет и мало по малу тает от ревности и зависти. Иначе: слово «руки» часто употребляется в смысле дел, как, например, и «бысть слово Господне рукою Аггеа» (Аг. 1:1), или того или другого пророка, так как он совершил такие дела, что стал достоин, чтобы в деле его было слово Господне. Согласно с этим и оное Давидово: «научаяй руце мои на ополчение» (Пс. 143:1). Таким образом, глупый сложил руки свои значит: опустил руки, не хотел протягивать их, поэтому он и не ест трудов рук своих, которых не имеет, а съедает плоть свою, живя по мудрованию плоти и скудно питаясь делами плоти.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Лопухин А.П.

Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою

См. Толкование на Еккл. 4:4