Толкования на Еккл. 6:10

Блж. Иероним Стридонский

Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это - человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его

Что есть, что будет, – уже названо имя тому, и известно, что это человек, и не может он судиться с сильнейшим его. Ясно проповедуется о пришествии Спасителя, что когда Он еще имел явиться, прежде чем был видим во плоти, уже названо было в Писаниях имя Его, и известно пророкам и святым Божиим, – известно, что Он есть человек, и по человеческой стороне не может равняться Отцу, как говорит в Евангелии: «пославый Мя Отец болий мене есть» (Ин. 14:28). Поэтому в дальнейших словах и повелевается, чтобы мы не испытывали более того, чем сколько о Нём написано нам, чтобы человек не желал знать больше, чем сколько засвидетельствовало Писание. Ибо, Поелику мы не знаем о своём состоянии, и жизнь наша приходит как тень и будущее неизвестно: то для нас неполезно допытываться бoльшего, чем сколько можем. Некоторые думают, что в этом месте указывается то, что Бог уже знает имя всех людей, кои имеют быть и будут облечены телом, и что человек не может препираться с Творцом своим, зачем Он сделал так, или иначе. Ибо чем больше мы будем допытываться, тем больше обнаруживается суета наша и суесловие. Но предведением Божиим не уничтожается свободная воля, так как прежде существуют причины, почему все произошло так.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Евагрий Понтийский

Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это - человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его

По естеству имена бывают телесные и бестелесные; и те имена, что относятся к телесному естеству, обозначают качество каждой вещи - величину, цвет, внешний вид; а те, что относятся к бестелесному, проявляют свойство всякого мыслимого [предмета], иначе сказать, достохвальность или негодность. Но первые имена прилагаются к вещам непосредственно, тогда как вторые - не без посредства; они зависят от предпочтения. То, что относится к свободной воле, - или склонность к благу и возможность быть удостоенным познания (что относится к ангелам, архангелам, престолам и господствам), или склонность к пороку и приумножение незнания (что относится к демонам, сатане, или неким иным мироправителям этой тьмы). <…> Однако же, да не говорит человек: «По чьей милости я сопряжен с этим телом? Почему я не стал ангелом? Не выказывает ли Бог лицеприятие? Не появились ли мы на свет со свободной волей?» Ибо подобные слова умножают суету. Как может творение сказать Творцу: «Почему Ты сотворил меня таковым?» И как создание может требовать ответа у Бога? Но да прекратятся такие речи, а те, что способствуют благу и познанию, да будут произведены. Все, что имеется в этом веке темноты, называется суетой и тьмой, и будет скрыто как забвение то, что относится к этой жизни, после исхода.

Схолии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Ст. 10-12 Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это - человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его. Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше? Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем

Неизменность существующего порядка, невозможность для человека препираться с его Творцом и многое другое умножают суету жизни. Человеку, поневоле, приходится довольствоваться немногим, так как он не знает лучшего счастья, и будущее ему неизвестно.

Толковая Библия.