Толкования на Еккл. 7:20

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 20-21 Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя

Если пророк говорит: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50:7), то без виновности в мире не мог быть тот, кто пришел в мир с виновностью. Поэтому-то тот же пророк говорит: …не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142:2). Поэтому и Соломон говорит: …не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя (Еккл. 7:21).

Гомилии на Евангелия.

Блж. Августин

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы

Потому среди многих доводов, посредством которых Пелагий производит доказательство, высказывается также и следующий: То же повторяю еще раз: «возможно, чтобы был безгрешный человек». А что утверждаешь ты? «Невозможно, чтобы был человек без греха». Но и я не утверждаю, он говорит, будто есть человек безгрешный, и ты не говоришь, что человека без греха нет; у нас спор о возможном и невозможном, а не о действительном и недействительном. Затем он отмечает, что ничего из того, что обычно против него приводят из Писания, не имеет касательства к вопросу, в котором выясняется, может или не может ли быть человек без греха, и упоминает следующее: Кто родится чистым от нечистого? Ни один (Иов. 14:4), и нет человека, который не грешил бы (3 Цар. 8:46), и нет человека праведного на земле (Еккл. 7:20), и нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13:3). Он говорит: «Эти и подобные утверждения успешно применимы к несуществованию, а не к невозможности. Ибо таковыми примерами показывается, какими были иные люди в иные времена, а не то, что они не могли вести себя иначе; почему и явствует по справедливости, что они повинны. Ибо если они такими были в силу того, что не могли быть иными, то вины не имеют».

О природе и благодати.

Блж. Иероним Стридонский

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы

См. Толкование на Еккл. 7:19

Ориген

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы

Ясно, что есть тысячи других бесов, насылающих на нас мечтания и понуждающих исполнять волю их; и никто из людей не может быть чистым от нечистого (Иов. 14:4), и нет праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. 7:20), и никто не пребудет неоскверненным бесами и незапятнанным делами их.

На Евангелие от Иоанна.


Если же и другого кого из святых помянуть хочешь, тебе ответит слово Писания, говорящее: Нет человека на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. 7:20). Потому верно, что один Иисус имеет совершенные руки, и только Он не сделал никакого греха (1 Петр. 2:22), то есть деяния рук Его совершенны.

Гомилии на Книгу Левит.

Беда Достопочтенный

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы

Но и сам Господь дает нам верный залог - чего мы и просим - того, что просимое в молитве исполнится, когда прибавляет: Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст духовные блага просящим у Него (Мф. 7:11). Учеников, которые, во всяком случае, по меркам человеческой справедливости, были благими, Он называет злыми, - поскольку, конечно, нет никого, кто в этой жизни способен быть свободным от всякого прегрешения. Соломон подтверждает это, когда говорит: Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. 7:20).

Гомилии на Евангелия.

Лопухин А.П.

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы

См. Толкование на Еккл. 7:19