Толкования на Еккл. 7:23

Свт. Василий Великий

Ст. 23-24 Все это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня. Далеко то, что было, и глубоко - глубоко: кто постигнет его

Понятия, которое бы вполне было достойно Его, как сказал я, никто никогда не достигнет, хотя бы соединились все умы для исследования и стеклись все языки для выражения этого. Такую же мысль ясно представляет нам и премудрый Соломон, говоря: Я сказал: «буду я мудрым», но мудрость далека от меня (Еккл. 7:23-24), то есть не сокрылась, но для тех, в ком по благости Божьей воспреизбыточествовало ведение, еще лучше уяснилась ее непостижимость.

О вере.

Свт. Григорий Богослов

Ст. 23-24 Все это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня. Далеко то, что было, и глубоко - глубоко: кто постигнет его

А слово о Боге, которое чем совершеннее, тем непостижимее, ведет к большему числу возражений и самых трудных решений. Ибо всякое препятствие, и даже самое маловажное, останавливает и затрудняет ход ума, и не дает ему стремиться вперед, подобно тому как браздами вдруг сдерживают несущихся коней и внезапным сотрясением сворачивают их в сторону. Так Соломон, который до избыточности был умудрен более всех - и до него живших, и современных ему, - получил в дар от Бога широту сердца и полноту созерцания, что обильнее песка, чем более погружается в глубины, тем более чувствует кружения, и завершением мудрости считает найти, насколько она далека от него.

О богословии.

Свт. Афанасий Великий

Ст. 23-24 Все это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня. Далеко то, что было, и глубоко - глубоко: кто постигнет его

Потому, видя, что написано в Екклесиасте: Я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня. Далеко то, что было, и глубоко-глубоко: кто постигнет его? (Еккл. 7:23-24), и в Псалмах: Дивно для меня ведение [Твое], - высоко, не могу постигнуть его! (Пс. 138:6), и что Соломон говорит: Слава Божия - облекать тайною дело (Притч. 25:2), - не раз, поверьте мне в этом, намеревался я удержаться и перестать писать. Но чтобы не показалось, будто молчанием и вас огорчаю, и поощряю в нечестии тех, которые спрашивали у вас и упорствуют в своем мнении, то принудил я себя написать немногое и послать это к вашему благочестию.

Письма монахам.

Прп. Иоанн Кассиан

Ст. 23-24 Вся сия искусих в мудрости: рех, умудрюся: и сия удалися от­ мене далече паче неже бех, и бездны глубина, кто обрящет ю

Чем глубже дыхание Божественного Духа введет нас в эту бездну, тем яснее, явившись остроте взора, откроется нам ее неизбывная неизмеримость. То же самое говорит Соломон: Удалилась от меня более, чем была, и она - глубокая глубина, кто найдет ee! (Еккл. 7:24; LXX). Потому-то умоляем Господа, чтобы Он сохранил в нас страх Свой и любовь, которая не может пребывать в неподвижности, и чтобы делал нас мудрыми во всем и всегда невредимыми берег от дьявольских сетей. Ибо при такой защите невозможно никому оказаться в силках смерти.

Собеседования.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 23-24 Все это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня. Далеко то, что было, и глубоко - глубоко: кто постигнет его

Под тем, что говорит Екклесиаст нужно понимать следующее: пока не направлю свою мысль к рассуждению о делах Божиих, не увижу величия Божия. Я сказал: «буду я мудрым» (Еккл. 7:23), то есть: «Я сказал, что мне нужно искать смыслы различных причин. Но мудрость далека от меня (Там же), - многим дальше, чем была, то есть та мудрость, которой прежде пренебрегал и которую не искал, я теперь, пустившись в поиски, не могу найти».

Гомилии на Псалмы.


Все это испытал я в мудрости и сказал: сделаюсь мудрым, а она стала более далекою от меня, более, чем была: и высокая глубина, ктo найдет ее? Говорит, что он, как свидетельствуют и книги Царств (3 Цар. 3 и 3 Цар. 4), больше всех людей искал мудрости и пытался достигнуть до конца ея, но чем больше искал, тем меньше находил, и погруженный в глубокий мрак, был окружён тьмою неведения. Иначе: муж, который будет поучаться в Писаниях, чем более будет сведущ в них, тем более для него постоянно обнаруживается темнота их. Иначе: созерцание премудрости в жизни сей представляется в тусклом стекле и образе; посему, когда я помыслю, что в будущем ведение ее будет открыто лицем к лицу, то ясно уразумею, что теперь я далёк от ее ведения.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Лопухин А.П.

Все это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня

См. Толкование на Еккл. 7:19