Толкования на Еккл. 7:29

Свт. Афанасий Великий

Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы

[Душа] сотворена была созерцать Бога и озаряться Им. Она же вместо Бога взыскала тленного и тьмы, как негде и Дух говорит в написанном: Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы (Еккл. 7:29). Так произошло и образовалось в начале изобретение и примышление зла людьми. Но нужно сказать уже и о том, как люди дошли до идолобесия. Из этого узнаешь, что изображение идолов было вовсе не от благого, но от зла. А что имеет худое начало, то, будучи всецело худо, никогда ни в чем не может быть признано добрым.

Против язычников.

Блж. Августин

Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы

Надлежит нам испытывать неудовольствие, когда согрешаем, поскольку грех доставляет неудовольствие Богу. А поскольку мы не безгрешны, то давайте хоть в том уподобимся Богу, чтобы вызывало у нас неудовольствие то же, что и у Него. До некоторой степени будет для тебя возможно споспешествовать воле Божьей, когда то же в тебе вызывает неудовольствие, что ненавистно и Тому, Кто тебя создал. Он - твой художник, но сам узри в себе и удали от себя прочь то, что не из Его художнических чертогов. Ведь Бог, согласно Писанию, сотворил человека правым (Еккл. 7:29).

…Удивительное дело, братья: сами мы ничтожны, а имеем благого Отца. Что может быть более очевидно? Мы слышали о звании нашем; сказано: Вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим (Мф 7:11; Лк. 11:13). И смотрите, каким евангелист показывает Отца их, - тех, кого он назвал злыми: …тем более Отец ваш [даст блага просящим у Него]? (Мф. 7:11). Чей Отец? Очевидно, злых. И какой Отец? Не был бы благий, если бы не был единым Богом. Стало быть, братья, потому у нас, злых, благой Отец, что мы не должны вечно оставаться во зле. Ни один злой человек не творит добро. Если никто злой не творит добро, каким же образом дурной человек сотворит добро для самого себя? Дурного же благим делает Тот, Кто всегда благ. Сказано: Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду (Иер. 17:14). К чему мне говорят суетные люди о суетном: «Спасешь себя, если захочешь»? [Отвечает им пророк:] «Исцели меня, Господи, и исцелен буду». Благим мы созданы благими, ибо Бог сотворил человека праведным, но по нашему свободноизволению стали мы злыми. И как сумели из благих сделаться дурными, так сможем из дурных восстать благими. Но Тот, Кто всегда благ, делает из злого благим - поскольку сам человек собственной волей не может себя исцелить. Не нужно искать врача, чтобы поранить самого себя: но если уж поранил, то найдешь того, кто тебя исцелит.

…Весь мир, если иметь в виду людей - оставив тот, который мы называем небом и землей, и всем, что в нем заключено, - если называть миром человечество, то весь мир тот сделал злым, кто первым согрешил. Бог сотворил человека благим. Так повествует Писание: Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы (Еккл. 7:29).

Проповеди.


Манихеи отрицают, что для благого человека начало зла произошло от свободной воли; пелагиане утверждают, что также и дурной человек имеет достаточно свободной воли для совершения благого предписания. И то, и другое Кафолическая Церковь отвергает и обращается к одним: Бог сотворил человека правым (Еккл. 7:29), и к другой: если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36).

Против двух посланий пелагиан.

Блж. Иероним Стридонский

Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы

См. Толкование на Еккл. 7:27

Беда Достопочтенный

Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы

Буря страстей происходит не от Бога Отца и Создателя, словно естественным образом в нас посеянная, но понятно, что пришла она от похоти мира сего, который мы предпочли Творцу. Ибо Бог создал людей праведными, и они сами себя сбили с толку многими вопросами, что и Соломон подтверждает. О том же Иаков сказал: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1:13-14).

О семи Кафолических посланиях.

Дидим Слепец

Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы

Бог создал человека простым, то есть прекрасным и благим, ни в чем не имеющим кривизны или изогнутым. Люди же сами нашли множество помыслов. <…> Они не в одном помысле упражнялись, но в множестве. Ибо многообразно зло. <…> И есть един облик человека, уподобляющий его Богу, и многие обличья, в которые он перерождается по отпадению. Когда он становится хитрым, то принимает вид лисицы. Когда [исполняется] ядом и [принимает] угрожающий вид - похож на змею; когда дикий - на льва; когда становится неукротимым, похотливым и льстивым - на собаку. И вообще из единого человека и одного человеческого облика происходит многовидность и многообразность. И, в свою очередь, цель - даже если кому-то так не думается - отбросить все обличья и чтобы стало явлено то, которое и сотворил Бог. Итак, когда он пребывал в [само]тождестве, была у него одна мысль.

Комментарии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы

Екклезиаст предупреждает возможный неправильный вывод из его предшествующих рассуждений. Бог, сотворивший человека правым, не есть виновник нравственной развращенности людей вообще и женщин в частности. Бог создал человека правым, т.е. нравственно здоровым, способным идти правым путем и не грешить. А люди пустились во многие помыслы буквально: выдумки, мудрования и сделал он в Иерусалиме искусно придуманные машины (Ср. 2 Пар. 26:15).

Толковая Библия.