Толкования на Еккл. 8:5

Свт. Амвросий Медиоланский

Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав

И ты найдешь в другом месте: Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла (Еккл. 8:5), откуда вполне ясно, что не знание греховности осуждается, но соединение с ней.

О молитве Иова и Давида.

Блж. Иероним Стридонский

Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав

Кто хранит заповедь, не познает слова злого: и время и определение знает сердце мудрого. Нужно заметить, что «не познает слова злого поставлено» вместо: «не потерпит» или «не будет в нём». Ибо и о Спасителе написано так: «не ведевшаго греха по нас грех сотвори» (2 Кор. 5:21). И вместо «слова» Симмах перевёл «дела», поставив: «кто сохранит заповедь, не испытает дела злого». Предписывает же, что должно хранить повеление царя и знать, чтo и почему и в какое время он приказывает.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Дидим Слепец

Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав

Знающий благо в то же самое время знает и зло. «Знать» здесь не означает «делать», но только «ведать [различие]». Ибо если дано указание, чтобы уклонялись мы от зла и делали добро, то знать зло необходимо, чтобы от него уклоняться и предпочитать благо. Об этом пишет апостол, говорящий: Все испытывайте, хорошего держитесь, удерживайтесь от всякого рода зла (1 Фес. 5:21-22). Заметь, что тот, кто все подвергает испытанию, ведает, что такое хорошее, - и что оно предпочтительно, и что его должно хранить, - и что дурное, коего должно избегать.

Комментарии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Ст. 5-7 Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, что он не знает, что будет; и как это будет -кто скажет ему

Как в этом, так и во всяких других обстоятельствах, мудрость сумеет предотвратить зло. Мудрый знает, что всему есть время и устав и, потому, старается все понять, ко всему примениться, не пытаясь вступать в бесплодную борьбу с неизбежным и неизвестным ходом вещей, властвующих над самой жизнью. Не будучи в состоянии предвидеть исхода своих предприятий, не думая о том, что для всякого дела есть свое время, свой суд, люди часто впадают в великие несчастия за свои попытки изменить существующий порядок вещей, существующие формы общественной жизни. Под «заповедью» в 5-ом ст. ближе всего разуметь повеления и законы царя, хотя в дальнейшем течении мысль Екклезиаста очевидно расширяется и дает возможность придавать этому слову нравственный смысл.

Толковая Библия.