Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле
Почти всегда в боговдохновенном Писании числом семь обозначается все подзаконное время до святых пророков по причине субботствования (покоя) в седьмой день. Числом же восемь обозначается время нового Завета, потому что воскресение Господа нашего Иисуса Христа было в восьмой день. На это, думаю, прикровенно указывает изречение: даждь часть седмим и осмим, то есть, пусть имеют место у тебя закон и бывшие после него пророки, имевшие субботство в седьмой день; но пусть имеют место и восьмые, то есть, бывшие после дня воскресения Спасителя апостолы и евангелисты. С этим согласуется и то, на что косвенно указывается устами пророка: и востанут нань седмь пастыри и осмь язв человеческих (Мих. 5:5); ибо после того как воссиял нам Спаситель наш Иисус Христос, восстали некоторым образом против сатаны, приведшего нас в расслабление, проповедь закона и пророков и учение апостольское; чрез них он был некоторым образом изранен и лишен оружия, и, по слову Спасителя, были расхищены сосуды его(Мф. 12:29) тем, что некогда заблуждавшиеся освободились от рабства ему и познали истинного и действительного Бога и Владыку всяческих. Итак воссташа нань седмь пастыри и осмь язв человеческих, то есть, те, которые прежде пришествия (Спасителя) и которые после восьмого (дня) и чрез писания законные и новые призывают заблудившихся ко спасению.
Толкование на пророка Осию.
Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле
Итак, последуем Слову, взыщем небесного покоя, отвергнем обилие земное; воспользуемся только тем, что есть в нем доброго; искупим души свои милостынями (Дан. 4:24), дадим от имений своих бедным, дабы стяжать богатство небесное. Дай часть и души, не все одной плоти; дай часть и Богу, не все одному миру. Отними хоть что-нибудь у чрева и посвяти духу. Похить что-нибудь из огня и положи вдали от пожирающего пламени. Исторгни что-нибудь у жестокого мучителя и вверь Господу. «Давай часть семи», то есть этой жизни, и «восьми» (Еккл. 11:2), то есть той жизни, в которую мы перейдем из здешней. Дай немногое Тому, от Кого получил несравненно больше. Отдай и все Даровавшему тебе все. Ты никогда не будешь щедрее Бога, хотя бы и пожертвовал всем, что имеешь, хотя бы отдал вместе с имуществом и самого себя, ибо и то самое, чтобы отдать себя Богу, человек получает от Него же. Сколько ты ни уплатишь Ему, – все еще больше того будет оставаться на тебе, и ничего не дашь ты своего, поскольку все от Бога. И как нельзя опередить своей тени, которая постольку подвигается вперед и поскольку мы идем вперед, всегда в равном расстоянии нам предшествует; как нельзя телу вырасти выше головы, всегда над ним возвышающейся, так и нам невозможно превзойти дарами своими Бога. Ибо мы ничего не даем такого, что не принадлежало бы Ему, или что было бы вне круга Его щедрости.
Слова.
Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле
Семь принадлежит Ветхому Завету, а восемь - Новому, так как Христос воскрес, и воссиял день нового спасения для всех - тот день, о котором пророк говорит: Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс. 117:24).
…Седьмой день символизирует тайну закона, восьмой - воскресение, как имеешь в Екклесиасте.
Письма.
Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле
См. толкование на Пс. 6:1
Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле
Прежде имели место упокоения мертвых, а воскресений не было ни у кого: …воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6:9). А позже свершилось такое воскресение во плоти Господа, дабы Глава Церкви в начале имел то, что тело Церкви ожидало в конце, и с тех пор празднуется день Господень, то есть восьмой, который одновременно и первый.
Письма.
Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле
Давай часть семи и даже осьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. И у Иезекииля при входе в храм упоминается семь и восемь ступеней (Иез. 40:26–31). И после оного ифического псалма, то есть сто восемнадцатого, приводится пятнадцать степеней, но которым сначала мы поучаемся в законе, а потом, по исполнении седмиричного числа, чрез осьмерицу восходим к Евангелию. Итак, заповедуется, чтобы мы с равным благоговением веровали в оба завета, то есть, как ветхий, так и новый. Иудеи дали часть семи, веруя субботе; но не дали осьми, отвергая воскресение дня Господня. Напротив, еретики Маркион, Манихей и все неистово терзающие ветхий завет дают часть осьми, принимая Евангелие, но не дают этой части в седмеричном числе, отвергая ветхий завет. Мы же будем веровать и тому и другому завету. Ибо мы и мыслью не можем теперь представить достойных мук и достойного наказания, какие предназначены живущим на земле, иудеям и еретикам, отвергающим один из двух заветов. Еврей это место понимает так: соблюдай и субботу, и обрезание, чтобы не постигло тебя неожиданное бедствие, если почему-нибудь не будешь делать этого.
Толкование на книгу Екклезиаст.
Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле
Дает часть семи тот, кто принимает Ветхое Писание, которое было прежде жизни Спасителя; название семи относится к почитанию субботы. Дает часть восьми тот, кто признал воскресение Спасителя: ибо произошло оно после субботы. Иудеи, дающие семи, не воздали восьми и потому не получили спасения. Сторонники лжеучений, в свою очередь, отвергают закон и Ветхое Писание - они терпят неудачу в силу того, что не дают часть семи.
Комментарии на Екклесиаста.
Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле
Семь и даже восемь указывают на возможно более полное число людей, с которыми следует делиться своим имуществом.
Толковая Библия.