Толкования на Еккл. 11:2

Свт. Кирилл Александрийский

Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле

Почти всегда в боговдохновенном Писании числом семь обозначается все подзаконное время до святых пророков по причине субботствования (покоя) в седьмой день. Числом же восемь обозначается время нового Завета, потому что воскресение Господа нашего Иисуса Христа было в восьмой день. На это, думаю, прикровенно указывает изречение: даждь часть седмим и осмим, то есть, пусть имеют место у тебя закон и бывшие после него пророки, имевшие субботство в седьмой день; но пусть имеют место и восьмые, то есть, бывшие после дня воскресения Спасителя апостолы и евангелисты. С этим согласуется и то, на что косвенно указывается устами пророка: и востанут нань седмь пастыри и осмь язв человеческих (Мих. 5:5); ибо после того как воссиял нам Спаситель наш Иисус Христос, восстали некоторым образом против сатаны, приведшего нас в расслабление, проповедь закона и пророков и учение апостольское; чрез них он был некоторым образом изранен и лишен оружия, и, по слову Спасителя, были расхищены сосуды его(Мф. 12:29) тем, что некогда заблуждавшиеся освободились от рабства ему и познали истинного и действительного Бога и Владыку всяческих. Итак воссташа нань седмь пастыри и осмь язв человеческих, то есть, те, которые прежде пришествия (Спасителя) и которые после восьмого (дня) и чрез писания законные и новые призывают заблудившихся ко спасению.

Толкование на пророка Осию.

Свт. Григорий Богослов

Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле

Итак, последуем Слову, взыщем небесного покоя, отвергнем обилие земное; воспользуемся только тем, что есть в нем доброго; искупим души свои милостынями (Дан. 4:24), дадим от имений своих бедным, дабы стяжать богатство небесное. Дай часть и души, не все одной плоти; дай часть и Богу, не все одному миру. Отними хоть что-нибудь у чрева и посвяти духу. Похить что-нибудь из огня и положи вдали от пожирающего пламени. Исторгни что-нибудь у жестокого мучителя и вверь Господу. «Давай часть семи», то есть этой жизни, и «восьми» (Еккл. 11:2), то есть той жизни, в которую мы перейдем из здешней. Дай немногое Тому, от Кого получил несравненно больше. Отдай и все Даровавшему тебе все. Ты никогда не будешь щедрее Бога, хотя бы и пожертвовал всем, что имеешь, хотя бы отдал вместе с имуществом и самого себя, ибо и то самое, чтобы отдать себя Богу, человек получает от Него же. Сколько ты ни уплатишь Ему, – все еще больше того будет оставаться на тебе, и ничего не дашь ты своего, поскольку все от Бога. И как нельзя опередить своей тени, которая постольку подвигается вперед и поскольку мы идем вперед, всегда в равном расстоянии нам предшествует; как нельзя телу вырасти выше головы, всегда над ним возвышающейся, так и нам невозможно превзойти дарами своими Бога. Ибо мы ничего не даем такого, что не принадлежало бы Ему, или что было бы вне круга Его щедрости.

Слова.

Свт. Амвросий Медиоланский

Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле

Семь принадлежит Ветхому Завету, а восемь - Новому, так как Христос воскрес, и воссиял день нового спасения для всех - тот день, о котором пророк говорит: Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс. 117:24).

…Седьмой день символизирует тайну закона, восьмой - воскресение, как имеешь в Екклесиасте.

Письма.

Прп. Анастасий Синаит

Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле

См. толкование на Пс. 6:1

Блж. Августин

Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле

Прежде имели место упокоения мертвых, а воскресений не было ни у кого: …воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6:9). А позже свершилось такое воскресение во плоти Господа, дабы Глава Церкви в начале имел то, что тело Церкви ожидало в конце, и с тех пор празднуется день Господень, то есть восьмой, который одновременно и первый.

Письма.

Блж. Иероним Стридонский

Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле

Давай часть семи и даже осьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. И у Иезекииля при входе в храм упоминается семь и восемь ступеней (Иез. 40:26–31). И после оного ифического псалма, то есть сто восемнадцатого, приводится пятнадцать степеней, но которым сначала мы поучаемся в законе, а потом, по исполнении седмиричного числа, чрез осьмерицу восходим к Евангелию. Итак, заповедуется, чтобы мы с равным благоговением веровали в оба завета, то есть, как ветхий, так и новый. Иудеи дали часть семи, веруя субботе; но не дали осьми, отвергая воскресение дня Господня. Напротив, еретики Маркион, Манихей и все неистово терзающие ветхий завет дают часть осьми, принимая Евангелие, но не дают этой части в седмеричном числе, отвергая ветхий завет. Мы же будем веровать и тому и другому завету. Ибо мы и мыслью не можем теперь представить достойных мук и достойного наказания, какие предназначены живущим на земле, иудеям и еретикам, отвергающим один из двух заветов. Еврей это место понимает так: соблюдай и субботу, и обрезание, чтобы не постигло тебя неожиданное бедствие, если почему-нибудь не будешь делать этого.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Дидим Слепец

Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле

Дает часть семи тот, кто принимает Ветхое Писание, которое было прежде жизни Спасителя; название семи относится к почитанию субботы. Дает часть восьми тот, кто признал воскресение Спасителя: ибо произошло оно после субботы. Иудеи, дающие семи, не воздали восьми и потому не получили спасения. Сторонники лжеучений, в свою очередь, отвергают закон и Ветхое Писание - они терпят неудачу в силу того, что не дают часть семи.

Комментарии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле

Семь и даже восемь указывают на возможно более полное число людей, с которыми следует делиться своим имуществом.

Толковая Библия.