Толкования на Еккл. 12:11

Свт. Григорий Двоеслов

Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря

Также и праведные проповедники имеют обыкновение чинить своим слушателям нападки, порицая их, имеют обыкновение распекать по поводу их пороков, браня их. Почему написано: Слова мудрых - как иглы и как глубоко вбитые гвозди (Еккл. 12:11). Их слова прямо названы гвоздями, поскольку не знают обращения нежного с грехами сбивающихся [с праведного пути], но пронзают их. Разве не были гвоздями слова Иоанна Крестителя, когда он говорил: Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф. 3:7)? Не гвозди ли слова Стефана, сказавшего: Вы всегда противитесь Духу Святому (Деян. 7:51)? А слова Павла, когда он сказал: О, несмысленные галаты! кто прельстил вас (Гал. 3:1)? И опять же, когда он обращался к коринфянам: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете? (1 Кор. 3:3).

Нравственные размышления на Книгу Иова.

Свт. Амвросий Медиоланский

Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря

Итак, пускай твои проповеди будут струиться и будут ясными и понятными, чтобы в нравственном рассуждении ты наполнял сладостью уши людей, и благодатью слов твоих ласкал народ, дабы он последовал, куда ты пожелаешь. Если же или в народе, или в отдельном человеке есть упрямство или порок, пускай проповеди твои любым способом, который может только уязвить слушающего, жалят того, кто чувствует за собой вину. Ибо слова мудрых - как иглы (Еккл. 12:11). И Господь Иисус уязвил Савла, когда последний был гонителем. И посмотри, настолько благотворным был рожон, который из преследователя соделал апостола: Трудно тебе идти против рожна (Деян. 9:5).

Письма.

Блж. Иероним Стридонский

Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря

Слова мудрых как рожны и как гвозди, вбитые вверху, составителям они даны от единого Пастыря. Чтобы не показалось, что после закона Божия, он вдруг выступает дерзновенным учителем и принимает на себя учительство, которое и Моисей принял не столько добровольно, сколько сначала вследствие гневного повеления, а потом вдохновения Божия, – говорит, что слова его – слова мудрых, которые согрешающих наказывают на подобие рожнов и леностные шаги смертных возбуждают как колючие шпоры, что они крепки как гвозди вбитые в высокое и твердое место, и провозглашаются не во имя авторитета одного, а от собора и с согласия всех учителей. И чтобы не пренебрегали человеческою мудростью, говорит, что она дана от единого Пастыря, то есть, что хотя учителей очень много, но виновник учения один – Господь. Место это говорит против тех, которые признают иного Бога Ветхого Завета и иного Бога Евангелия, свидетельствуя что единый Пастырь вразумил весь собор мудрых. А мудрые – это как пророки, так и апостолы. Вместе должно заметить и то, что говорится, что слова мудрых колют, а не ласкают, не нежно касаются пороков, но, как мы выше сказали, согрешающим и медлительным на покаяние причиняют боль и раны. Итак, если чье слово не колет, а служит к удовольствию слушателей, то это не есть слово мудрого. Ибо слова мудрых как рожны: они призывают согрешившего к обращению, они тверды, даны от собора святых и сообщены от единого пастыря и основаны на крепком корне. Думаю, что этим-то рожном прободенный на пути заблуждения не Павел, а еще Савл, услышал: «жестоко ти есть противу рожну прати» (Деян. 9:5).

Толкование на книгу Екклезиаст.

Ориген

Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря

Сладостно также постигать и наблюдать согласие двух Заветов - того, который был дан до прихода Спасителя во плоти, и Нового; ибо там, где соглашаются два Завета так, что ничто в одном из них не противоречит другому, можно видеть сбывшуюся молитву, ибо говорится, что о каком бы деле они не попросили, будет им от Отца Небесного. Если же ты хочешь найти третьего, который привел в согласие эти два, без робости говори, что это Дух Святой, ибо слова мудрых (и до воплощения, и во время него, и после) как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря (Еккл. 12:11).

На Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря

См. Толкование на Еккл. 12:10