Толкования на Быт. 1:10

Свт. Василий Великий

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо

См. Толкование на Быт. 1:9

Свт. Иоанн Златоуст

И нарече Бог сушу землю, и собрания вод нарече моря. И виде Бог, яко добро

И нарече Бог сушу землю. Видишь ли, возлюбленный, как невидимую и неустроенную землю, скрывавшуюся под водами, как бы под каким-либо покровом, Бог разоблачил, так сказать, и теперь показал нам лице ея, назвав ее собственным именем? И собрания вод, сказано, нарече моря. Вот, и воды получили свое имя. Как отличный художник, когда намеревается устроить, по правилам своего искусства, какой-либо сосуд, не прежде дает ему название, как окончить его совсем, - так и человеколюбивый Владыка дотоле не дает названий стихиям, пока Своим повелением не поставит каждую из них на свое место. Затем, когда земля получила свое имя и пришла в надлежащий вид, удостоились своего названия и воды, собравшиеся вместе. Нарече, говорит, собрания вод моря, и прибавил опять: и виде Бог, яко добро. Так как немощная природа человеческая была не в состоянии достойно восхвалить создания Божии, то божественное Писание наперед показывает нам, как они похвалены самим Создателем.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 5.


Надобно знать, что Бог ни земли, называемой так теперь, не создал зем­лею, ни имени такого ей не дал, а первоначальным названием мироздания было «суша», как говорит Давид: «Его – море, и Он сотворил его, и сушу руки Его создали« (Пс.94:5). Произошла суша, а названа землею, подобно тому как произошла твердь, а названа небом.

Беседа о третьем дне творения и о воскресении.

Свт. Григорий Нисский

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо

См. Толкование на Быт. 1:9

Свт. Кирилл Александрийский

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо

См. Толкование на Быт. 1:1

Прп. Ефрем Сирин

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо

См. Толкование на Быт. 1:9

Прп. Иоанн Дамаскин

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо

См. Толкование на Быт. 1:9

Блж. Августин

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо

См. Толкование на Быт. 1:9

Блж. Иероним Стридонский

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо

Следует заметить, что любое скопление воды, будь то солёной или пресной, в соответствии с особенностью еврейского языка может называться морем. Поэтому тщетно Порфирий клевещет, будто евангелисты назвали Геннисарет морем вместо озера, чтобы сделать перед несведущими чудо [более ярким] посредством упоминания о том, что Господь ходил «по морю». Потому что любое озеро и вообще любое скопление воды может быть названо морем.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

И нарече Бог сушу землю, и собрания вод нарече моря. И виде Бог, яко добро

«Нарече», т. е. определил, чтобы люди осушенную по­верхность земного шара называли землею, а главные и огромные вместилища водные, с которыми имеют связь меньшие – морями. «И виде Бог, яко добро». Образование суши есть великое добро в том отношении, что чрез это приготовлено место для растений и животных, водящихся на суше. Самое распределение вод между частями материка сделано с мудрою и благою целью: если бы материк состав­лял нечто сплошное, если бы не разделялся на известные теперь участки, называемые Европой, Азией, Африкой, Америкой, Океанией, то жизнь на суше возможна была бы только на окраинах, а в средине, по причине удаления от океана, доставляющего влажность для находящихся на суше растений и животных, все было бы мертво, как, напр., и теперь в срединной Африке, слишком удаленной от моря.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо

О том, каким путем и как долго происходил этот процесс обособления воды от суши и самообразование земной коры, Библия не говорит нам ничего, открывая тем самым полный простор научным изысканиям. В космогоническом же видении, с которым имеет дело Библия, отмечен только общий характер и конечный результат этого третьего периода мирообразования или - на языке библейского видения - третьего дня творения.