Толкования на Быт. 3:23

Свт. Иоанн Златоуст

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят

Опять и здесь обрати внимание на тщательность (в словах) божественного Писания. «Изгна его, – говорит, – Господь Бог из рая сладости, делати землю, от неяже взят бысть». Вот Он приводит в исполнение Свой приговор и, выведши (человека) из рая сладости, заставляет его возделывать землю, из которой он взят. И эти слова: «от неяже взят бысть», сказаны не без цели, но чтобы (человек) в работе имел постоянное напоминание о своем смирении и знал, что отсюда его состав, что существо тела его в начале произошло из земли: «делати», говорит, ту «землю», из которой он и составлен. Что выразил Бог в Своем приговоре: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт.3:19)

Беседы на книгу Бытия. Беседа 18.

Свт. Филарет (Дроздов)

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят

Третья причина изгнания человека есть его назначение возделывать землю, из которой он взят. До грехопадения человек должен был возделывать рай, устроенный и украшенный для него Богом: но теперь осуждается возделывать землю, из которой он взят, то есть землю, еще требующую устройства и украшения. Ту землю, которую Бог устроил прежде в состав бессмертного тела человеческого, теперь человек сам должен устроять в состав тела смертного; он должен непрестанно, так сказать, пересозидать свое тело, чтоб истребить в нем останки запрещенного плода, и чтобы оно, наконец, паки взято было от земли и соделалось небесным. Земле, проклятой за его преслушание, он должен возвращать благословение делами послушания и смирения.

Изгнал Адама. Дабы почувствовать тяжесть сего удара, должно поставить себя на место Адама и вообразить, что он имел, чего надеялся и куда низринут с высоты своей надежды. Тот, кто размыслит о сем, возблагодарит Бога, который измеряет гнев свой так, что сокрушает грешника, но не повергает в совершенное отчаяние.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 23-24 И изгна его Господь Бог из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть. И изрину Адама, и всели его прямо рая сладости: и пристави Херувима, и пламенное оружие обращаемое, хранити путь древа жизни

Если бы прародители вкусили плод древа жизни, то произошло бы одно из двух: или смертный приговор суда остался бы без исполнения, или древо жизни не было бы уже животворно. Потому, чтобы не нарушить смертный приговор суда, и древо жизни не оказалось бы недействительным и неживотворным, Бог изгнал Адама из рая, чтобы не потерпел он вреда и от древа жизни, как пострадал от древа познания; послал же его делати землю, от неяже взят бысть, чтобы, возделывая землю, приобрел себе пользу тот, кому принесен вред райским покоем. По изгнании прародителей из рая Бог, как написано, на восточной стороне рая сладости пристави Херувима и острие меча обращаемаго, хранити путь древа жизни. Оплот рая имел жизнь, потому что мог вращаться сам собой, чтобы охранять путь к древу жизни от того, кто мог пожелать его плода и дерзнул бы его сорвать. Но острие меча поразило бы того смертного, который пришел восхитить бессмертную жизнь.

Толкование на Книгу Бытия.


Когда согрешил Адам,

изгнал его Бог из рая,

и по благости Своей

дал ему жилище вне райских пределов,

поселил в долине, ниже рая.

Но люди грешили и там,

и за это рассеяны.

Поскольку соделались недостойными

обитать близ рая,

Бог повелел ковчегу

удалить их на горы Карду.

Гимны о рае.

Блаж. Августин

Ст. 23-24 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни

И тогда, чтобы Адам не протянул руку к дереву жизни и не стал жить вечно, Бог изгнал его из рая. Верно сказано: изгнал, а не «исключил», дабы стало очевидным, что он сам, тяжестью собственных грехов, вытеснил себя в более подходящее ему место. Так и происходит обычно с дурным человеком, оказавшимся среди добрых, если он не желает перемениться к лучшему: под тяжестью собственного зла он изгоняется из собрания благих людей, причем они не исключают его по его собственному желанию, но изгоняют вопреки его воле.

Поставил Бог херувима и пламенный меч, который вращается и может быть назван обращающимся, чтобы охранять путь к дереву жизни. Как утверждают толкователи еврейских слов в Писании, херувим по латыни означает полноту знания, а под пламенным мечом обращающимся подразумеваются временные кары, ибо время подвижно и переменяется. Потому и называется этот меч пламенным, что всякое страдание словно жжет. Но одно дело - сжигаться в истребление, и другое дело - сжигаться в очищение.

О Книге Бытия против манихеев.

Еп. Виссарион (Нечаев)

И изгна его Господь Бог из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть

Адам не только лишается райского жилища, благоу­строенного и снабженного всеми удобствами жизни, но и осуждается вне его, собственными, не всегда благодарны­ми трудами возделывать землю, находящуюся в диком состоянии, и притом ту, из которой он взят. Адам сотворен был вне рая; теперь он возвращается в то место, где проис­ходило сотворение его из земной персти. Вид этого места постоянно должен был напоминать ему, что он земля – и что в землю должен будет возвратиться. В соседстве с раем, куда возбранят ему доступ, это напоминание долженство­вало быть особенно тяжко.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Ст. 23-24 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни

Заключением всей райской истории служит факт изгнания падших прародителей из рая, с целью, главным образом, лишить их возможности пользования плодами древа жизни.

«И поставил… херувима и пламенный меч обращающийся…» Чтобы окончательно преградить людям доступ в рай, Бог поставляет одного из небожителей - «херувимов», в качестве стражи при входе в рай, и кроме того - посылает особый небесный огонь, выходивший из недр земли и сверкавший наподобие блестящего клинка у вращаемого меча.