Толкования на Быт. 4:12

Свт. Иоанн Златоуст

когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле

Затем Божественное Писание, яснее определяя проклятие, говорит: «егда делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе». Велико наказание, тяжко бремя негодования. Трудиться, говорит, ты будешь, станешь прилагать с своей стороны все старание о возделывании земли, напитанной такою кровью, но не получишь плодов от этих великих трудов; какие ни употребишь усилия, все они будут для тебя бесплодны. Да и на этом наказание еще не остановится, но и «стеня и трясыйся будеши на земли». Вот и еще величайшее наказание – беспрестанно стенать и трястись. Так как ты, говорит, во зло употребил телесную силу и крепость членов, за это обрекаю тебя на всегдашнее стенание и трясение, чтобы не только ты сам имел непрестанный урок и напоминание о своем беззаконном поступке, но и все, видящие тебя, самым видом твоим как бы громким каким голосом, вразумлялись не отваживаться на подобные дела, чтобы наложенное на тебя наказание внушало всем не обагрять земли такою кровию. Для этого не подвергаю тебя и скорой смерти, чтобы твой поступок не был предан забвению; Я заставлю тебя влачить жизнь, тягчайшую смерти, чтобы ты самым опытом познал, какое совершил ты преступление.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 19.


Так всегда, когда согрешит душа, Бог наказывает тело. Так Он поступил и с Каином. Согрешила душа его, совершившая убийство, а тело его подверглось расслаблению; и весьма справедливо. Почему? «Стеня и трясыйся, – сказал Бог, – будеши на земли». И ходил Каин, возвещая об этом всем, рассказывая молча, научая без слов. Язык молчал, а члены взывали и говорили всем, почему он стенает, почему трясется: я убил брата, я совершил убийство. Моисей после говорил письменно, а этот ходил и самым делом говорил всем: «не убий». Видишь ли уста, которые молчали, и дело, которое взывало? Видишь ли одушевленный закон, носимый везде? Видишь ли столб, переходивший с одного места на другое? Видишь ли мщение за мщение? Видишь ли наказание, послужившее основанием назидания? Видишь ли душу согрешившую и плоть наказываемую? И весьма справедливо.

Беседа 4-я на слова пророка Исаии: «в год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном»

Свт. Кирилл Александрийский

когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле

См. Толкование на Быт. 4:1

Свт. Кирилл Иерусалимский

когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле

См. Толкование на Быт. 4:11

Свт. Амвросий Медиоланский

когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле

См. Толкование на Быт. 4:11

Свт. Филарет (Дроздов)

когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле

Как земля служит человеку пищею и жилищем, то проклятие от земли имеет два вида. Когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; то есть ты не только будешь проливать пот для снискания хлеба, как суждено и Адаму, но и самый труд не принесет тебе желаемых плодов.

Ты будешь изгнанником и станешь скитаться по земле. По переводу семидесяти толковников, которому следует славянский: стеня и трясыйся будеши на земли. Сей последний перевод, кажется, сделан для догадочного изъяснения знамения, положенного на Каине (Быт. 4:15), а первый подтверждается ясными словами самого Каина, который в наказании Божием находит изгнание от лица земли. Правда, странствованием житие свое на земле почитают и праведники; но между ними и грешными есть та разность, что первые нигде на земле не ищут отечества и везде находят его, а последние везде ищут и нигде не находят.

…Каин, убийца брата своего, делается изгнанником всей земли — народ, убивший Иисуса, становится пришельцем всех народов.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Макарий Великий

егда делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе: стеня и трясыйся будеши на земли

Сегодня Он утвердил вселенную (Пс. 92:1), то есть душу, прежде бывшую пустынной, волнующуюся, трясущуюся, одержимую страхом и малодушием греха. Ибо [Господь] говорит: Стеня и трясыйся будеши на земли. Потому-то жилище души, возведенное на песке, сотрясалось и дрожало. Сегодня же это жилище было воздвигнуто на незыблемом камне Божества.

Беседа 52.


См. Толкование на Лк. 22:31

Прп. Максим Исповедник

когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле

См. Толкование на Быт. 4:2

Еп. Виссарион (Нечаев)

Егда делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе: стеня и трясыйся будеши на земли

И Адам осужден был в поте лица снедать хлеб, но все же земледелие давало ему пищу. Земледельческий труд Каина осуждается на совершенную бесплодность: земля не станет более давать силы для него, когда он будет возде­лывать ее. По всей вероятности, Каин питался плодами дикорастущих произведений земли. «Стеня и трясыйся будеши на земли». Сими словами дается понять о том бес­покойном состоянии по душе и телу, на которое осужден Каин. Злоба на людей, в обществе которых он будет нетер­пим, и которых будет подозревать в злоумышлении против него за пролитую кровь, и досада на неудачи земледелия так расстроят его, что от мучительной душевной боли он будет стонать и всем телом дрожать. Потрясение нервов обратится у него в постоянную болезнь, так что он будет находиться непрерывно в конвульсивном состоянии. Но по точнейшему переложению с еврейского, более согласному с последующим текстом (Быт. 4:13-14), вместо слов «стеня и трясыйся будеши на земли», следует читать: «ты будешь изгнанником, и станешь скитаться по земле». Это значит, что земля перестанет быть для Каина не только обильною житницею, но и покойным жилищем. Озлобляемый неуда­чами в земледелии, которые будет терпеть на всех полях, какие бы и как бы усердно ни стал он возделывать, и терзаемый ненавистью к людям, из общества которых будет удален, и подозрениями мщения с их стороны за свое злодеяние, – Каин будет непрестанно менять места оби­тания и нигде не найдет себе покойного и оседлого приста­нища на земле, пока наконец совсем не бросит земледелие и не преступит к созданию «города» (Быт. 4:17), по-нашему – крепости, в которой будет искать безопасности и покоя.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле

«ты будешь изгнанником и скитальцем на земле…» Вместо этих слов русского перевода славянский текст имеет: «стеняй и трясыйся будеши на земли» (στενων και τρεμων - LXX). «Сей последний перевод, - по справедливому замечанию митр. Филарета, - сделан, кажется, для загадочного изъяснения знамения, положенного на Каина (15 ст.), а первый подтверждается ясными словами самого Каина, который в наказании Божием находит изгнание от лица земли» (14 ст.). Так как земля служит для человека одновременно и источником пищи, и местом жилища, то и проклятие от нее имеет, в соответствии с этим, два вида: оно состоит в бесплодии почвы и в бездомном скитании по лицу земли. И действительно, на примере Каина мы несем наглядное подтверждение известной мысли Премудрого: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним» (Притч. 28:1).

Толковая Библия.