Толкования на Быт. 4:13

Свт. Иоанн Златоуст

И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно

Многому и очень полезному для нашего спасения можно научиться отселе, если только захотим быть внимательными. «И рече Каин ко Господу: вящшая вина моя, еже оставитися ми». Вот полная исповедь! Так велик, говорит, грех, учиненный мною, что не могу получить прощения. Вот, скажет (кто-либо), он исповедал (грех) и исповедал с большою точностию. Но пользы от этого никакой, возлюбленный, потому что исповедь неблаговременна. Надлежало бы сделать это в свое время, когда можно было преклонить Судию на милость.

Каину необходимо было тогда же, когда он был спрошен Господом: «где Авель брат твой», исповедать свой грех, пасть (пред Богом), умолять и просить о прощении; но он в то время отверг врачество, а теперь, после приговора, когда все уже кончено, когда громогласно обвинила его кровь лежащего на земле (брата), он сознается и не получает от этого никакой пользы. Почему и пророк сказал: «праведный себе самого оглагольник в первословии» (Притч. 18:18). Так и этот, если бы предварил обличение Господа, может быть, удостоился бы некоторого человеколюбия по бесконечной благости Господа. Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения. «И рече Каин…: вящшая вина моя, еже оставитися ми». Исповедание достаточно, но не благовременно.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 19.

Свт. Кирилл Александрийский

И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно

См. Толкование на Быт. 4:1

Свт. Кирилл Иерусалимский

И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно

См. Толкование на Быт. 4:11

Свт. Амвросий Медиоланский

И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно

См. Толкование на Быт. 4:11

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно

Велико преступление мое, и непростительно. Как слово עון, которое собственно значит преступление, по мнению некоторых, может означать и наказание преступления, то сии слова Каина могут еще быть преложены так: велико наказание преступления моего, и даже несносно. Таким образом, Каин или показывает свое отчаяние в милосердии Господа, или укоряет жестокостью Его правосудия. И отчаяние, и хула проистекают из общего источника — закоснения в грехе и неверия.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 13-14 И рече Каин ко Господу Богу: вящшая вина моя, еже оставитися ми: аще изгониши мя днесь от лица земли, и от лица Твоего скрыюся, и буду стеня и трясыйся на земли, и будет, всяк обретаяй мя убиет мя

Поскольку проклятие это немедленно исполнилось самым делом, то говоривший прежде с гордостью: «Не страж я брату моему», - после произнесения проклятия низложенный с высоты гордости своей стал тут же стенать и трястись. Он говорит: вящшая вина моя, еже оставитися ми. Но исповедание это не принято, потому что Каин принес его не тогда, как был спрашиваем, а принес его поневоле, сказав, когда уже определено ему было: стеня и трясыйся будеши. И Каин, как бы не желая умилостивить Правосудие своими молитвами, вместо того, чтобы умолять Божие долготерпение, вновь (с вызовом) по причине ли страха, или с коварным умыслом говорит: Вот Ты изгоняешь меня от лица земли, проклял меня от лица земли; и я от лица Твоего скрыюся, то есть не могу стоять пред Тобою, показав себя дерзким пред лицем Твоим, сказав: «Не страж я брату моему». И буду стеня и трясыйся на земли: и будет, всяк обретаяй мя убиет мя. Желаешь ли ты смерти себе, Каин, или боишься смерти? Но если умрешь, то как исполнится на тебе Божие определение? А если любезна тебе жизнь и при таких бедствиях, то не гораздо ли вожделеннее была она Авелю, который далек был от твоих бедствий.

Толкование на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

И рече Каин ко Господу Богу: вящшая вина моя, еже оставитися ми

«Господь не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему». – «Он хощет всем человеком спастися и в разум истины приити». Весьма вероятно, что и строгий приговор Каину сделан был для того, чтобы потрясенную им душу привести к раскаянию. Раскаяние могло бы возвратить ему милость Божию. Но Каин был ожесточенный грешник, слова приговора породили в нем только отчаяние в милосердии Божием. «Вящшая вина моя, еже оставитися ми», т. е. грех мой слишком тяжел, чтобы мог быть отпущен мне, чтобы мог я ожидать прощения. Да я и не стану просить его: между мною и Богом все кончено, помышлять надобно не о прощении, а разве только о том, как бы остаться в живых.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно

«наказание мое больше, нежели снести можно…» Славянский текст, следующий греческому переводу LXX, имеет и здесь свою вариацию: «вящшая вина моя, еже оставится ми». Происхождение ее объясняется тем, что еврейский термин - авон, имеющий два значения: грех и наказание за него, одними был принят в первом смысле (LXX), другими - во втором. Но по связи контекста речи первое чтение, имеющееся в русской Библии, гораздо предпочтительнее: оно представляет нам это восклицание Каина, как вопль отчаяния и малодушия грешника, не желающего безропотным перенесением заслуженных страданий хотя бы отчасти искупить свою вину.

Толковая Библия.