Толкования на Быт. 4:22

Свт. Иоанн Златоуст

Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема

«Селла же, – говорит, – и тая роди Фовела: сей бяше млатобиец, ковач меди и железа». Опять (Писание) показало занятие и рожденного от Селлы, сказав, что он избрал ремесло кузнечное. Смотри, как мало-помалу устроялось благосостояние рода человеческого. И во-первых, Каин построил город, который и назвал по имени своего сына. Потом, из сыновей Ламеха, один занялся скотоводством, другой взял кузнечное ремесло, третий изобрел певницу и гусли. «Сестра же Фовелова, – говорит, – Ноеман». Что это за новость и странность! Вот теперь Писание в первый раз упоминает отдельно о женщине. Не просто и не без причины поступил так блаж. пророк, но чтобы показать нам отсюда нечто сокровенное, что однако ж мы отложим до другого времени, а теперь будем продолжать по порядку; это замечание (о Ноеме) не маловажно, но требует значительного исследования и тщательнейшего истолкования для того, чтобы, изъяснив все удовлетворительно, нам возможно было извлечь отсюда многую пользу.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 20.

Свт. Филарет (Дроздов)

Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема

Фовел кузнец и תובל-קין Тувалкаин в еврейском тексте большею частию толкователей принимается за одно имя. Но семьдесят толковников не приняли קין за составную часть собственного имени, а в арабское языке слово сие сохранило значение кузнеца. Итак, вероятно, что תובלקין не значит Тувалкаин, но Тувал, или Фовел, кузнец.

Сей был отец всех кующих. Здесь еврейское чтение, очевидно недостаточное, дополнено, по руководству Онкелоса и по соображению с предыдущими выражениями.

Работающих из меди и железа. Искусство кования металлов вообще делает честь изобретателю, потому что предполагает исследование и познание природы, и потому наипаче, что нужно к совершенству земледелия. Но в особенности кование меди показывает, что художник преступил уже за пределы необходимого.

Ноема. Для чего наименовал ее Моисей, из повествования не видно, если не кроется ее обличение в ее имени, которое означает прекрасную.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Селла же и тая роди Фовела: сей бяше млатобиец, ковачь меди и железа: сестра же Фовелова Ноема

См. Толкование на Быт. 4:16

Блаж. Августин

Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема

См. Толкование на Быт. 4:18

Еп. Виссарион (Нечаев)

Селла же и тая роди Фовела: сей бяше млатобиец, ковач меди и железа: сестра же Фовелова Ноема

До изобретения Фовелова сосуды и орудия приготов­ляемы были из дерева и камня. Фовел нашел более пригод­ными для многих изделий железо и медь, по большей их прочности и твердости. Видно, что он очень хорошо изучил свойства этих металлов, умел разрабатывать железную и медную руду, изобрел литейное и плавильное искусство. Кроме орудий домашних и земледельческих, Фовел из меди и железа, вероятно, выделывал мечи и копья для нападения на людей и для отражения их. – «Сестра же Фовелова Ноема» значит «прекрасная.» По одному этому имени догадываются, что она первая употребляла красоту для обольщения слабых и вместе была изобрета­тельницею тех женских нарядов и украшений, которые служат к возвышению природной красоты искусственным образом.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема

См. Толкование на Быт. 4:20