Толкования на Быт. 5:28

Ориген

Ст. 28-29 Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь

Не согласуется с делами того Ноя и сказанное отцом его Ламехом: Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь. Ибо разве истинно, что тот Ной утешил того Ламеха или народ, тогда живших на земле; и разве прекратились работы и труды во времена Ноя; и разве снято было проклятие с земли, наложенное Господом, если, напротив, гнев Божий проявился только сильнее, и, по свидетельству Писания, раскаялся Господь, что создал человека на земле, и сказал: конец всякой плоти пришел пред лице Мое (Быт. 6:6, 13), и за великое развращение истребил все живое?

Если же ты обратишь взор к Господу нашему Иисусу Христу, о Котором сказано: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29), и еще: Искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал. 3:13), и еще: Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… и найдете покой душам вашим (Мф. 11:28-29), - ты обнаружишь, что Он и есть Тот, Кто поистине дал утешение людям и освободил землю от проклятия, которым проклял ее Господь Бог.

Гомилии на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Ст. 28-29 Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь

Ной и три сына.

«И нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь». Последним допотопным патриархом был сын Ламеха - Ной. Значение этого имени истолковано в самом библейском тексте, именно в смысле «успокоения, утешения» в трудах и работе по возделыванию земли. Полагают, что сам Ламех, не отличавшийся благочестием, давая такое имя своему сыну, соединял с ним богопротивную мысль, именно - выражал надежду на скорое уничтожение силы божественного проклятия над землей, благодаря культурным успехам, насадителем которых он и мнил видеть своего новорожденного сына. Но, по толкованию Иоанна Златоуста, Ламех, подобно первосвященнику Каиафе в суде над Иисусом Христом (Ин. 11:40-52), помимо своей воли выразил здесь и другую великую идею: ставя указание библейского текста на ослабление суеты и работы в связь со словами божественного суда по грехопадении и с объяснениями их у Апостола Павла (Быт. 3:13; Рим. 8:20), отцы Церкви справедливо усматривают в имени Ноя пророчественное предуказание того, что через Ноя и его потомство будет ослаблена сила божественного наказания за грехопадение и после бури нечестия (насилия исполинов, Быт. 6:4) и грозы небесной кары за него (потоп при Ное) настанет новое, относительно мирное и покойное течение общественно-религиозной жизни.