Толкования на Быт. 7:13

Свт. Филарет (Дроздов)

Ст. 13-16 В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними. Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни; и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним

Животные не собираются с принуждением, но сами входят в ковчег в желаемом порядке; сам Господь затворяет за ним дверь ковчега, дабы она была безопасна и от вод, и от утопающих.

Толкование на Книгу Бытия.

Мч. Иустин Философ

Ст. 13-16 В день той вниде Ное, Сим, Хам, Иафеф, сынове Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ним в ковчег. И вси зверие земнии по роду, и вси скоти по роду, и всякий гад движущийся на земли по роду, и всякая птица пернатая по роду своему, внидоша к Ною в ковчег два два, мужеский пол и женский, от всякия плоти, в нейже есть дух животный: и входящая мужеский пол и женский от всякия плоти, внидоша к Ною в ковчег, якоже заповеда Господь Бог Ною: и затвори Господь Бог ковчег отвне его

…Когда мой Бог говорит: отошел Бог от Авраама, или: говорил Бог к Моисею, или: сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие, или: Бог затворил ковчег Ноя извне, то вы не должны думать, будто Сам нерожденный Бог сходил или восходил с какого-нибудь места. Ибо неизреченный Отец и Господь всего не приходит в какое-либо место, не ходит, не спит и не встает, но пребывает в Своей стране, какая бы она ни была, ясно видит и слышит, не глазами или ушами, но неизглаголанною силою, так что Он все видит и все знает, и никто из нас не скрыт от Него. Он недвижим и необъемлем каким-либо местом, ни даже целым миром, потому что Он существовал прежде, нежели сотворен мир.

Как же Он мог бы говорить с кем-нибудь, или быть видимым кому-нибудь, или явиться в малейшей части земли, когда народ ваш не мог смотреть на Синае даже на славу посланного от Него; и сам Моисей не мог войти в скинию, устроенную им, когда она была исполнена Божией славою; и священник не имел силы стоять пред храмом, когда Соломон внес ковчег в дом Иерусалимский, построенный им самим? Итак, ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков, ни кто-нибудь другой не видел Отца и неизреченного Господа всего вообще и самого Христа. Но они видели Того, Который по воле Его есть и Бог Сын Его, и вместе Ангел Его по служению воле Его, - Который по определению Его должен был сделаться человеком от Девы и Который некогда сделался даже огнем из купины во время беседы с Моисеем.

Беседа с Трифоном иудеем.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 13-16 В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними. Они, и все звери [земли] по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, и вошли к Ною в ковчег по паре [мужеского пола и женского] от всякой плоти, в которой есть дух жизни; и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему [Господь] Бог. И затворил Господь [Бог] за ним [ковчег]

Это и есть тот день, который называется «восьмым»; поэтому и на некоторых псалмах надписано: «на восьмой» (pro octava). Это день, в который кончается синагога и рождается Церковь . Это день, по числу которого, по «восемь», оказалось спасенных душ в ковчеге. «Так и нас, - говорит Петр, - спасает Церковь».

На Пасхальное Воскресение.

Еп. Виссарион (Нечаев)

14 Паремия, положенная на вечерне в четверток третьей седмицы Великого поста (Быт 7:11–24, 8:1–3). В сей паремии содержится описание потопа в его на­чале, продолжении и начинающемся прекращении.

Ст. 13-16 В день той вниде Ное, Сим, Хам, Иафет, сынове Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ним в ковчег. И вси зверие земнии по роду, и вси скоти по роду, и всякий гад движущийся на земли по роду, и всякая птица пернатая по роду своему, внидоша к Ною в ковчег два два [по паре], мужеский пол и женский, от всякия плоти, в нейже есть дух животный: и входящая мужеский пол и женский от всякия плоти, внидоша к Ною в ковчег, якоже заповеда Господь Бог Ною: и затвори Господь Бог ковчег отвне его

По повелению Божию (см. 12-ю и 13-ю паремии), Ною с семейством и животными надлежало перебраться в ковчег в течение седми дней до начала наводнения. Ной так и поступил, как ему повелено (Быт. 7:4-5): все седмь дней употреблены были для переселения в ковчег и для удобного размещения в нем многочисленных обитателей его, – вдруг, в один день сделать этого было невозможно. Посему, если еще сказано, что «в день той», т. е. в самый день наступления потопа, – «вниде Ной» с семейством и «внидоша» все животные, сие должно понимать так, что в этот день, вероятно утром, окончательно перебрались в ковчег и уст­роились в нем люди и бессловесные. – Бытописатель, перечисляя вошедших в ковчег людей и животных (диких зверей, домашних скотов, пресмыкающихся и летающих), повторяет сказанное им о том же прежде, – повторяет для того, чтобы всякий видел и помнил, что кроме перечислен­ных тварей все остальные, не могущие жить в воде или возродиться из семян, должны погибнуть, и чтобы, видя это и помня, научился благоговеть пред судом Божиим. – «И затвори Господь Бог ковчег отвне его» Сам Бог, руково­дивший Ноем при построении ковчега и при водворении в него, Сам Он затворяет за Ноем дверь ковчега, без сомне­ния, так плотно, чтобы ни вода не могла проникнуть в судно, ни потопающие люди не могли отворить его для спасения от погибели. Может быть, при сем надлежало снаружи покрыть смолою створы двери, чего Ной, нахо­дясь внутри ковчега, сам не мог сделать.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними

«В сей самый день…» То есть в тот день, о котором бытописатель только что сказал и который мы определили, как один из первых дней нашего ноября месяца (когда в Палестине, обыкновенно, бывает период сильнейших дождей).