Толкования на Быт. 7:24

Свт. Иоанн Златоуст

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней

Столько-то дней вода все поднималась. Здесь опять подумай о необычайном великодушии и мужестве праведника. Чего не вытерпел он, представляя себе и, так сказать, видя умом, как тела человеческие, и тела скотов, чистых и нечистых, все погибли одинаковою смертию, и смешались вместе, без всякого различия? Чего он не вытерпел, когда размышлял сам с собою об одиночестве, об этой пустынной и печальной жизни, не обещавшей никакого утешения ни от беседы, ни от видения: когда верно не знал и того, сколько времени должно было ему прожить в этой темнице? Пока вода продолжала шуметь и свирепствовать, с каждым днем увеличивался у него и страх. В самом деле, чего приятного мог ожидать он, когда видел, что вода в течение ста пятидесяти дней оставалась в одинаковом положении, поднявшись высоко и ни мало не спадая? Однако ж он благодушно переносил свое положение, зная, что Господь всемогущ, и, как Творец природы, все творит и преобразует по Своему изволению. Не тяготился пребыванием в ковчеге, потому что благодатная помощь Божия укрепляла силы его, и подавала ему достаточное утешение, не попуская ему пасть духом и предаться чувствам неблагородным и низким. Так как он наперед с своей стороны явил неослабную добродетель, высокую праведность и сильную веру, то и от Господа уже было даровано ему в изобилии терпение, мужество, благодушие во всем, способность прожить в ковчеге, не потерпев от того никакого вреда и расстройства, и не тяготясь сообществом животных.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 25.

Свт. Филарет (Дроздов)

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней

Продолжение возвышения воды до ее умаления: сто пятьдесят дней. Из сего изображения потопа само собою выходит заключение, что он был всеобщий для всей земли. На сомнение, заимствуемое от потребного на сие чрезвычайного количества воды, нетрудно ответствовать, что всеобщий потоп можно представить прохождением воды, занимающей, как известно, около половины земного шара, на другую открытую половину, что земля была даже и вся покрыта водою, доколе воды не были собраны в одно место (Быт. 1:9), и что, как известно по новейшим исследованиям, одна атмосфера может дать более воды, нежели сколько нужно для потопления всей земли. Напротив того, мнение о частном потопе влечет за собою неразрешимый в сем случае вопрос: к чему нужен был ковчег и собрание в него всех животных, если животные во многих странах света оставались невредимы, куда и Ной также мог бы переселиться? Филон доказывал всеобщность потопа из морских раковин, которые находятся на вершинах самых высоких гор (Phys. sacr., t. I). Подобные следы потопа видимы во многих местах, к изумлению неверующих. Фонтенель во Франции, Лейбниц в Германии узнали на природных камнях изображения растений Восточной Индии и Южной Америки; и Бюффон признается, что сего явления нельзя изъяснить иначе, как действием великого наводнения (Hist. Nat. Theorie de la terre I). Паллас в Сибири, которая есть возвышеннейшая часть возвышеннейшей из частей света Азии, на горах нашел целые остовы слона и носорога. Что, кроме всеобщего потопа, могло загнать их туда или занести трупы их (Obser. sur la formation des montagnes par M. Pall.)? Происхождение всеобщего потопа новейшие испытатели естества с вероятностию стараются изъяснить движением средоточия земли или точки ее равновесия; удержанием ее обращения около своей оси; действием проходившей близ земли кометы на ее атмосферу. Но человеческие догадки ничего не прибавляют к достоверности Св. Писания.

Толкование на Книгу Бытия.

Мч. Иустин Философ

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней

См. Толкование на Быт. 7:23

Беда Достопочтенный

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней

См. Толкование на Быт. 7:23

Еп. Виссарион (Нечаев)

14 Паремия, положенная на вечерне в четверток третьей седмицы Великого поста (Быт 7:11–24, 8:1–3). В сей паремии содержится описание потопа в его на­чале, продолжении и начинающемся прекращении.

И возвысися вода над землею дний сто пятьдесят

Наводнение, начавшееся с 27 дня второго месяца, воз­растало в течение 150 дней, преимущественно, как выше было замечено, от действия подземных вод, продолжавше­гося и по прекращении дождя из хлябий небесных. Без сомнения, всемогущий Бог мог бы в один день, даже в одну минуту произвести то, что происходило в течение 150 дней, и таким образом вдруг погубить людей, обреченных на потопление: но неспешностию казни давалось им время на покаяние. Если не действовали на людей угрозы наказани­ем, могло подействовать на них приведение в исполнение сих угроз; спасаясь от поглощения водою на деревья, на вершины гор, и видя, что нигде нет спасения для них, они самою неминуемостью беды могли быть пробуждены от духовной беспечности, в которой жили дотоле, смириться пред карающим Богом и воззвать к Нему, да спасет их от вечной погибели, если не угодно Ему избавить их от вре­менной. Что не все погибшие в потопе погибли духовно, видно из того, что, по слову ап. Петра Господь Иисус, сошед по смерти душею в ад, принес сюда весть о спасении духам «некогда непокорным ожидавшему их Божию долго­терпению во дни Ноя, во время строения ковчега» (1 Пет. 3:20). Несомненно, что потоп при Ное был всемирный, а не ограничивался одною или несколькими странами. Если бытописатель говорит, что вода при Ное «покры вся горы высокия, яже бяху под небесем», что тогда «умре всякая плоть», что вода поднималась все выше в продолжение 150 дней, то этими выражениями ясно означается всеобщность потопа не только в отношении к роду человеческому, но и в отношении к целой земле. Можно ли представить столь необыкновенное и столь продолжительное возвышение воды на каком бы ни было месте, не допустив, что уровень ее был тогда выше всей поверхности суши? – Притом, если бы потоп простирался только на одну страну, где жил Ной, то зачем Бог повелел ему строить ковчег и собирать сюда животных? Не проще ли было бы, вместо того, чтобы возлагать на Ноя этот громадный труд, удалить его из угрожаемой потопом страны в другие места, как удален был Лот с семейством из обреченного на погибель Содо­ма? – Еще: по окончании потопа, Бог дал торжественное обещание Ною, что впредь «не будет потоп водный, еже истлити всю землю» (Быт. 9:11). Это обещание должно понимать так, что вперед не повторится потоп всемирный, подобный бывшему при Ное, – ибо частные, местные наводнения бывали и после Ноя. – Сказание Св. Писания о всемирном потопе подтверждается также преданиями древних народов (указание на эти предания см. в библей­ской истории митр. Филарета в конце второго периода), и следами этого события, до сих пор видными на земле. Так, на горных высотах от 12 000 (на Кордильерах в Америке) до 16 000 футов (на Гималайском хребте в Азии) над уровнем моря, попадаются остатки животных, которые обыкновен­но обитают в долинах, как-то: оленей, лошадей, медведей, слонов, мамонтов и других. Окаменелые раковины живот­ных, обитающих в морях, встречаются не только вдали от морских берегов, но также на весьма значительной высоте над морским уровнем, от 8 000 футов (на горах пиринейских) до 18 000 (на Гималае). На равнинах и по склонам гор на высоте 2 000 футов, как например в горах альпийских, разбросаны заносные камни, часто непомерной величины, такие, которые по своему составу не принадлежат к тем горным породам, на которых они покоятся ныне, и сходны с породами весьма отдаленными от них. На камнях в неко­торых местах Франции и Германии замечаются отпечатки растений восточной Индии и южной Америки.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней

«Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней…» Возрастание и усиление вод потопа продолжалось в течение ста пятидесяти дней или пяти с лишком месяцев, считая в том числе и те сорок дней, с которых начался сам потоп (17 ст.). Следовательно, если начало потопа положить в первых числах ноября, то высшая точка его усиления придется на седьмой день седьмого месяца, т. е. на последние числа нашего апреля месяца.