Толкования на Быт. 8:1

Свт. Иоанн Златоуст

И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились

Смотри и здесь, какое снисхождение божественного Писания! «И помяну, – говорит, – Бог». Будем, возлюбленные понимать эти слова богоприлично, а не в том грубом смысле, в каком свойственно понимать их немощной нашей природе. Это выражение – «помяну», по отношению к неизреченному существу Божию, недостойно, но в рассуждении нашей немощи употреблено прилично. «Помяну, – говорит, – Бог Ноя». Выше Писание рассказало нам, как мы уже изъяснили вашей любви, что в продолжение сорока дней и стольких же ночей шел дождь, а в течение ста пятидесяти дней вода, поднявшаяся на пятнадцать локтей выше гор, стояла на одной и той же высоте, и что в то время, как это происходило, праведник находился в ковчеге, не будучи в состоянии даже дышать (свежим) воздухом, потому что с ним были и все бессловесные животные. Поэтому оно теперь говорит: «и помяну Бог Ноя». Что значит – «помяну»? Умилосердился, то есть, Бог над праведником, жившим в ковчеге; сжалился над ним, когда он был в столь тесном и трудном положении, и не знал, чем окончатся его бедствия. В самом деле, подумай, какими мыслями он волновался после сорока дней и сорока ночей, в которые вода сильно увеличивалась, когда видел, что она в продолжение ста пятидесяти дней стоит на одной и той же высоте и нисколько не спадает; и что еще тягостнее – он не мог даже, будучи заключен в ковчеге, своими глазами посмотреть на то, что сделалось, и от этой невозможности самому видеть постигшие его бедствия, терпел еще большую скорбь, и с каждым днем опасался больших несчастий. Что до меня, я удивляюсь, как он еще не пал под бременем уныния, помышляя и о погибели человеческого рода, и о собственном одиночестве, и о трудной жизни в ковчеге. Но причиною всего доброго была для него вера в Бога, по которой он выдержал и перенес все благодушно, и, питаемый надеждою, не чувствовал никакой неприятности. Итак, поелику Ной сделал с своей стороны все – явил великую веру и показал крепкое мужество и терпение, то смотри, как велика к нему любовь всеблагого Бога. «И помяну Бог Ноя». Не без причины божественное Писание сказало: «и помяну»; но так как оно выше показало нам свидетельство о праведнике самого Бога, сказавшего: «вниди… в ковчег, яко тя видех праведна в роде сем» (Быт.7:1), поэтому теперь говорит: «и помяну Бог Ноя», то есть, вспомнил о свидетельстве, которое Сам сделал об нем, и не оставил надолго праведника без внимания, но помедлив дотоле, пока тот мог вынести, наконец дарует ему Свою благодать. Так, зная немощь нашей природы, Господь, если когда попустит нам впасть в какое-либо искушение, то дает ему продолжаться только дотоле, пока мы, как Он знает, можем вынести, чтобы после того и нам даровать соответственную награду за терпение, и явить собственное человеколюбие, как об этом и Павел говорит: «верен же Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести» (1Кор.10:13). Так как и этот праведник показал твердость и терпение, по вере в Бога вынесши пребывание в ковчеге, то «и помяну, – сказано, – Бог Ноя». Потом, чтобы ты познал бездну любви Его, божественное Писание присовокупило: «и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады пресмыкающыеся, елика беху с ним в ковчезе».

Смотри, как Он все делает в честь человеку! Когда люди гибли от потопа, Он вместе с ними погубил и все бессловесные животные: так и теперь, желая показать Свою любовь к праведнику, в честь его, простирает Свою благость и на бессловесных животных, и на зверей, и на птиц, и на гадов. «И помяну, – говорит, – Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты и гады, и елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода». Вспомнивши, говорит, о Ное и о бывших с ним в ковчеге, Бог повелел остановиться стремлению воды, чтобы Ему постепенно проявлять Свое человеколюбие, и праведнику дать наконец облегчение, успокоить его, избавив от волнения помыслов и позволив ему и наслаждаться светом, и дышать воздухом.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 26.

Свт. Амвросий Медиоланский

И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады пресмыкающыяся, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода

И навел Бог духа на землю, и воды остановились. Не думаю, что именем духа здесь назван ветер. Кроме того, ветер не способен высушить потоп: ведь в противном случае море, ежедневно волнуемое ветрами, высохло бы. Разве его не осушила бы сила ветра, коль скоро она остановила потоп, покрывший всю землю вплоть до Геркулесовых столпов, и высушила море, чьи волны бурлили над вершинами самых высоких гор? Так что нет сомнения, что потоп был остановлен не колебанием воздуха, но действием Неба - невидимой силой Духа Божиего.

О Ное.

Свт. Филарет (Дроздов)

И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились

Изображению потопа, возрастающего и истребляющего, противополагается описание потопа прекращающегося, так что в первом открывается действие правосудия, а во втором — милосердия.

Вспомнил Бог о Ное. Человеку приписываем воспоминание, когда из многих отсутствующих вещей некоторые становятся присущи его воображению; в отношении к Богу воспоминанием называться может то, когда некоторые из присущих Его всеведению вещей являются под ближайшим и непосредственным Его действием. Есть таковое воспоминание суда, как, например, воспоминание о Вавилоне (Откр. 18:5), и есть воспоминание Благодати, как в настоящем случае. Итак, благодать Божия к Ною и благость к тварям, которые как бы особенно сделались любезны Богу под Его попечением, есть первоначальная и существенная причина того, что разрушительные действия потопа должны были вскоре прекратиться.

И навел Бог ветер. По еврейскому тексту: дух; но это не есть Дух Божий, как то полагали св. Амвросий (L. de Noe et area, с. 16) и Феодорит (In Cat), а сильный ветр (Исх. 14:21). И вот посредствующая или естественная причина прекращения потопа.

И воды остановились. Первое действие ветра было то, что вода перестала возрастать и возвышаться.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-3 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней

Вместо «обнажились источники» все перевели «закрылись» и «закупорились». И вместо того, что следует далее: «Замедлила вода на земле» и прочего написано: «И вернулись воды с земли вниз, утекая и возвращаясь» (Еккл. 1:7). Отметь, что согласно Екклесиасту все воды и потоки возвращаются в утробу бездны по скрытым подземным каналам.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

14 Паремия, положенная на вечерне в четверток третьей седмицы Великого поста (Быт. 7:11–24, 8:1–3). В сей паремии содержится описание потопа в его на­чале, продолжении и начинающемся прекращении.

И помяну Бог Ноя и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады пресмыкающияся, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода

«И помяну Бог Ноя и вся звери..». Бог, как Существо Неизменяемое и Всеведущее, никого и ничего не может забывать. Но человек, постигнутый горем и лишениями, может иногда тревожиться опасениями, не забыл ли его Бог, помнит ли о нем, не перестал ли заботиться о нем. Подобные опасения могли иногда смущать и благочести­вого Ноя. Живя безвыходно и долго в ковчеге и не видя конца бедствию потопа, все более усиливающегося, Ной мог по временам предаваться грустным мыслям о своем положении и о положении заключенных с ним в ковчеге существ, хотя эти грустные мысли не переходили в ропот на Бога и не изменяли господствующего в нем настроения души, преданной Богу, верующей и уповающей на Него. Под влиянием их Ной, естественно, желал скорейшего прекращения своего как бы темничного заключения, и мог говорить перед Богом: «доколе, Господи, будет длиться гнев Твой на землю, опустошаемую потопом? Будет ли конец нашей тесноте? Не забыл ли Ты нас, Господи? «По­мяни нас ради благости Твоея» (Пс. 24:7), прекрати бедствие потопа и ускори извести нас из этой тесноты на простор»… Теперь понятно, что значит «помяну Бог Ноя». Это человеко­образное о Боге выражение применено к чувствованиям Ноя пред Богом, которые Ной выражал перед Ним, как бы перед человеком. «Не забудь нас, Господи, вспомни про нас», – говорил Ной, и Бог внял его мольбе, «помянул» его и всех живущих с ним, т. е. признал благовременным остановить возрастание потопа и приблизить срок осво­бождения из ковчега заключенных в нем. – «И наведе Бог дух (т. е. ветер) на землю, и преста вода», т. е. перестала подниматься.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились

Уменьшение вод потопа.

«И вспомнил Бог о Ное…» «Будем, возлюбленные, понимать эти слова богоприлично, а не в том грубом смысле, в каком свойственно понимать их немощной нашей природе», - говорит относительно них святой Иоанн Златоуст: «что значит помянул? Умилосердился, то есть, Бог над праведником, жившим в ковчеге, сжалился над ним, когда он был в столь тесном и трудном положении, и не знал, чем окончатся его бедствия». Самое же «воспоминание» Богом Своих рабов, на языке Священного Писания, означает исполнение обетований и раздаяние им наград (Быт. 19:29; Исх. 2:24; Исх. 32:13; Пс. 131:1).

«и навел Бог ветер на землю…» Сильный ветер, разгонявший дождевые тучи, был в руках божественного всемогущества посредствующей или естественной причиной прекращения потопа. В данном случае, как и в других ему подобных (Исх. 10:13-19; Исх. 14:21), Бог употребляет естественные явления и законы, Им установленные в качестве орудий Своей воли.

Толковая Библия.