Толкования на Быт. 8:5

Свт. Иоанн Златоуст

Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор

См. Толкование на Быт. 8:4

Свт. Филарет (Дроздов)

Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор

См. Толкование на Быт. 8:4

Прп. Ефрем Сирин

Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор

См. Толкование на Быт. 8:3

Еп. Виссарион (Нечаев)

Паремия, положенная на вечерне в пяток третьей седмицы Великого поста (Быт. 8:4–21). В сей паремии повествуется об окончании потопа при Ное, об изшествии Ноя из ковчега и о жертвоприношении Ноевом.

Вода же уходящи умаляшеся даже до десятаго месяца: в десятый же месяц, в первый день месяца явишася верси гор

Если вершины гор обнажились от воды спустя два месяца (или 63 дня) после остановки ковчега, то ясно, что вершина, на которой он сел, и которая, следовательно, скорее, чем другие, близка была к обнажению, была самая высокая, по всей вероятности, большой Арарат; но и эта вершина, конечно, обнажилась не вдруг после того, как остановился на ней ковчег, сидевший на 15 лактей в глу­бину, а спустя несколько времени, ибо едва ли вода потоп­ная, медленно, в продолжении пяти месяцев поднимавшая­ся, на другой же день после пятимесячного возрастания могла вдруг убыть настолько, чтобы открылись хотя бы такие возвышенные пункты, как большой Арарат. – Пер­вый день десятого месяца, это по-нашему один из дней июля.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор

«в первый день десятого месяца показались верхи гор…» Так как Великий Арарат - лишь одна из вершин целой горной цепи, то вполне понятно, что по мере убыли воды открылись и верхи других гор. Это произошло, как видно из текста, в первый день 10-го месяца таммуза, т. е. приблизительно в половине нашего июля.