Толкования на Быт. 8:7

Свт. Иоанн Златоуст

и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

Смотри, праведник еще не осмеливается посмотреть сам, но выслал ворона, чтобы чрез него узнать, можно ли ожидать какой-либо благоприятной перемены. «И изшед, – сказано, – (ворон) не возвратися, дондеже иссяче вода от земли». Божественное Писание прибавило здесь – «дондеже» не потому, чтобы ворон впоследствии возвратился в ковчег, но потому, что ему свойственно такое употребление этого выражения. Действительно, это употребление можем найти во многих местах (Писания), на которые мог бы я и указать вам теперь; но, чтобы вы не сделались беспечными, узнавая все от нас, предоставляем вам самим исследовать Писание и отыскать, где оно употребляет такие особенности. А теперь надобно нам показать причину, по которой эта птица не возвратилась в ковчег. Быть может, нечистая эта птица осталась (вне ковчега) потому, что, за сбытием воды, усмотрела трупы людей и животных, и в них нашла сродную себе пищу, – а это самое служило для праведника немаловажным основанием к надежде на благоприятную перемену. Если бы не так было, если бы ворон не нашел себе никакой пищи, то он возвратился бы в ковчег. А что это так, видно из того, что праведник, возымев после этого добрую надежду, выпускает голубя, птицу кроткую и любообщительную, которая выказывает особенное незлобие и не любит питаться ничем другим, как только семенами, потому что принадлежит к породе чистых птиц.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 26.

Свт. Кирилл Александрийский

и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

См. Толкование на Быт. 8:4

Свт. Филарет (Дроздов)

и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

И выпустил ворона. За сими словами в Библии Александрийской следует объяснение: чтобы узнать, стекла ли вода. Вероятно, что оно перенесено сюда из следующего стиха. И он, вылетев, отлетал и прилетал. В славянском тексте согласно с греческим семидесяти толковников: и изшед не возвратился. Толкователи разделяются между собою в избрании одного из сих различных чтений. Еврейскому чтению следовал в свое время Флавий (Ant. L. I, с. 4.) и также Амвросий (Offic. L. I, с. 25). С оным согласуется также текст самаритянский и Онкелос. Но затруднение разрешается правильным изъяснением текста еврейского. Для сего должно приметить, что ворон послан был Ноем только однажды; ибо к чему бы посылать его многократно, пока осушилась земля от воды, когда он не подавал желаемого знака и когда уже вместо его был употреблен голубь? Что возвращение ворона совсем отлично от возвращения голубя, о котором сказано: и возвратился к нему в ковчег, и потому он простер руку, и взял его, и принял к себе в ковчег. Из соображения сих обстоятельств открывается, что ворон, вылетев однажды из ковчега, продолжал отлетать и прилетать, пока осушилась земля от воды; то есть удалялся от него и приближался к нему, не подавая никаких примет о состоянии земли, скрывался и показывался; отлетал на трупы или дерева и прилетал на верх ковчега до того времени, как вода совершенно иссякла.

Толкование на Книгу Бытия.


Святой Киприан в вороне, о котором говорит Моисей, видит поразительное изображение грешника, прельщенного пристрастием к миру. Его страсти - это кумиры, которым он всего себя приносит в жертву; его душа, сделавшаяся совершенно плотской, любит только тление и утешается тем, что ее оскверняет и убивает. Ценой своего вечного спасения, купив кратковременное и гибельное удовлетворение своих нечистых похотей, он успокаивает свою совесть одним исполнением некоторых внешних обрядов религии, сколько того требуют общественные приличия и его собственные выгоды.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.

Блаж. Августин

и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

См. Толкование на Быт. 8:6

Блж. Иероним Стридонский

и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

См. Толкование на Быт. 8:6

Еп. Виссарион (Нечаев)

Паремия, положенная на вечерне в пяток третьей седмицы Великого поста (Быт. 8:4–21). В сей паремии повествуется об окончании потопа при Ное, об изшествии Ноя из ковчега и о жертвоприношении Ноевом.

и посла врана (видети, аще уступила вода от лица земли): иизшед не возвратися, дóндеже изсяче вода от земли

См. Толкование на Быт. 8:6

Беда Достопочтенный

и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

См. Толкование на Быт. 8:6

Аврелий Пруденций

и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

См. Толкование на Быт. 8:6

Лопухин А.П.

и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

Выпуск из ковчега ворона и голубя

Весь этот раздел говорит о средствах, путем которых Ной удостоверялся в прекращении потопа. Так как ковчег Ноя, как мы видели выше (Быт. 6:16), не имел боковых окон, открывавших перспективу потопа, а освещался единственным отверстием сверху, то Ной, чтобы освидетельствовать состояние земли, прибег к выпуску птиц: сначала ворона, а потом голубя.

«выпустил ворона… который, вылетев, отлетал и прилетал…» Или, как еще выразительнее сказано в еврейском тексте, «вышел, отлетая и прилетая». Этим дается знать, что хищный ворон, живя вне ковчега, отлетал на трупы людей и животных и снова садился наверх ковчега, не давая, таким образом, никакого указания на состояние земли.