Толкования на Быт. 8:15

Свт. Амвросий Медиоланский

И сказал Бог Ною

См. Толкование на Быт. 8:13

Свт. Максим Туринский

И сказал Бог Ною

См. Толкование на Быт. 8:13

Свт. Филарет (Дроздов)

Ст. 15-16 И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою

И сказал Бог Ною: выйди… Несмотря на то, что по открытии ковчега около двух месяцев Ной видел состояние иссякающей и иссыхающей земли, он не осмелился из оного выйти до повеления от Бога. Не спешил он искать на земле своего удовольствия, но терпеливо ждал, пока дело, начатое Богом, Богом и конец свой восприяло.

…Замечают, что Сам Бог в откровении Ною пред вступлением в ковчег жен от мужей разделяет (Быт. 6:18), а при исшествии из ковчега соединяет.

Толкование на Книгу Бытия.

Сщмч. Климент Римский

И сказал Бог Ною

См. Толкование на Быт. 8:13

Прп. Ефрем Сирин

И сказал Бог Ною

См. Толкование на Быт. 8:13

Прп. Иоанн Дамаскин

И сказал Бог Ною

См. Толкование на Быт. 8:13

Еп. Виссарион (Нечаев)

Паремия, положенная на вечерне в пяток третьей седмицы Великого поста (Быт. 8:4–21). В сей паремии повествуется об окончании потопа при Ное, об изшествии Ноя из ковчега и о жертвоприношении Ноевом.

Ст. 15-17 И рече Господь Бог Ноеви, глаголя: изыди из ковчега ты, и жена твоя, и сынове твои, и жены сынов твоих с тобою. И вся звери, елицы суть с тобою, и всяку плоть от птиц даже до скотов, и всяк гад движущийся по земли изведя с собою: и раститеся и множитеся на земли

Хотя Ной сам мог понять, что наступило время выби­раться из ковчега, но он не решался сделать это самопро­извольно, а по смирению и покорности пред Богом ожидал от Него повеления. Повелевая Ною выходить из ковчега, Бог поспешает возобновить данное человеку и животным при сотворении их (Быт. 1:22-28) благословение плодиться и размножаться. Отсюда заключают, что во время потопа ни люди, ни другие животные, бывшие в ковчеге, не пло­дились и не размножались, как бы ожидая нового благо­словения на сие от Бога. Размножение в ковчеге не допу­щено было для того, чтобы не стеснилось помещение на­личных обитателей ковчега, и не истощились кормовые для них запасы.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Ст. 15-16 И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою

Как некогда входил в ковчег Ной по особому божественному повелению, так и выходит из него не прежде, как получает об этом специальное божественное откровение. Воспоминание о потопе составляет одну из самых распространенных традиций древнего мира, причем самые детали этих сказаний нередко поразительно близко совпадают с библейской историей потопа. В особенности это должно сказать о знаменитой халдейской поэме об Издубаре или Гилгамете, открытой в древнейших клинообразных текстах, входящих в состав так называемого «халдейского генезиса». Параллельное сопоставление этой халдейской поэмы с библейским сказанием не оставляет никакого сомнения в их тесной родственной связи, а глубокая древность и документальность клинообразных текстов дает сильное оружие библейской апологетике в борьбе с рационалистической критикой. Более подробно см. об этом у С. С. Глаголева, «Сверхъестественное откровение и естественное богопознание» и о «Происхождении человеческого рода».