Толкования на Быт. 9:3

Свт. Григорий Нисский

все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все

Естество бессловесных, как недалеко отстоящее от этой естественной жизни, Узаконивший о всем отдал также в употребление человеку, чтобы оно вместо зелий служило вкушающим. Ибо говорит: Едите всякое мясо, яко зелие травное. Так невелико кажется преимущество у чувствительной деятельности перед питательной и растительной без чувствительной!

Об устроении человека.

Свт. Иоанн Златоуст

все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все

См. Толкование на Быт. 9:1

Свт. Филарет (Дроздов)

все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все

Все, что движется и живет, вам да будет в пищу. Животные назначаются в пищу после потопа потому, как думают некоторые, что земных плодов со временем недостало бы для множества человеков; что плодотворная сила земли оскудела и что слабость человеческого тела требовала сильнейших вспоможений для своего сохранения.

Феодорит говорит, что Бог, провидев наклонность человеков к идолослужению и обоготворению животных, дал им плоть сих последних в пищу, дабы познали, сколь неприлично воздавать Божеское почтение таким существам, которых можно убивать и снедать. Иероним (Cont. Jou. L. I) думает, что Бог оказал в сем случае снисхождение жестокосердию.

Впрочем, хотя Бог дает в пищу человеку все, что движется, но можно думать, что разделение животных чистых и нечистых в отношении к пище еще прежде закона возникло из познания их природы и утвердилось обычаем. Ибо таковое разделение видно издревле и у языческих народов (Hieron. abver. L. Π).

Толкование на Книгу Бытия.

Мч. Иустин Философ

все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все

См. Толкование на Быт. 9:1

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 8:21–22, 9:1–7). В сей паремии содержится обетование и заповеди Божии Ною после потопа.

И всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь: яко [как и] зелие травное дах вам все

Первым людям, по сотворении их, Господь благосло­вил питаться только растениями; животные же доставляли им в пищу молоко и закалаемы были не для пищи, а для жертвоприношения и одежды человеку. Теперь Господь разрешает людям питаться вместе с зелием мясом живот­ных. Это потому, что растения со времени проклятия земли за грех человека потеряли часть своего совершенства и стали не столь питательны и полезны для человека; да и телесные силы человека, ослабленные грехом, требовали сильнейших вспоможений для их сохранения и укрепле­ния. – Бог дал в пищу человеку все, что движется на земле и в водах; здесь разумеются все те животные, которых мясо съедобно и полезно человеку, а не безусловно все, ибо многие из них совсем не пригодны для питания, а другие – ядовитые – вредны. Из годных в пищу разумеются здесь преимущественно чистые. Разделение животных на чистые и нечистые известно было, как мы видели (в XII паремии), еще до потопа, и впоследствии законом Моисеевым запре­щено животных нечистых и в жертву приносить, и в пищу употреблять.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все

«все движущееся, что живет, будет вам в пищу…» Это будет уже второй по числу закон о пище (Быт. 2:16), разрешающий теперь наряду с прежними родами ее - зеленью и полевыми злаками еще и один новый, именно - мясо животных, птиц и рыб, словом все то, что движется и живет. Причину нового разрешения блаженный Феодорит выясняет следующим образом: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которые можно убивать и съедать».