Толкования на Быт. 9:4

Свт. Иоанн Златоуст

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

См. Толкование на Быт. 9:1

Свт. Филарет (Дроздов)

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

Только плоти с душою ее, то есть кровью ее, не ешьте. Дав человеку власть над животными, Бог полагает ей сим законом пределы и являет Свою власть над самым человеком. Сей закон повторяется между законами, данными Моисею (Лев. 17:10-14; Втор. 12:23), и даже в Новом Завете (Деян. 15:20). Из соображения сих повторительных законов с первым нетрудно усмотреть, что употребление крови запрещается во всех ее видах, поскольку она может быть отделена. Из того же соображения открываются и причины запрещения крови.

Естественная: ибо душа плоти в крови есть. (Лев. 17:11), то есть кровь есть седалище и ближайший орган действий души. (Древние вообще так думали. Иосиф: χωρίς αίματος, εν τούτω γαρ η ψνχη Без крови; ибо в ней душа. Плутарх: το αιμα νομη και τροφή εστι του πνεύματος? De Poesi Homerica. Кровь есть пажить и пища духа). Приемля живейшие напечатления свойств душевных, она может более или менее переносить их с собою и в другие тела, как найдено опытами перелития. Итак, быть может, что частое и в большом количестве употребление крови в пищу естественно сопровождалось бы в человеке вредными последствиями.

Нравственная: поелику привычка употреблять кровь и для сего убивать животных особливыми мучительными образами смерти ослабляет в человеке естественное отвращение от убийства. По сему-то в Откровении закон о крови животных соединяется с законом о человекоубийстве (Быт. 9:4, 5).

Обрядовая и вместе прообразовательная: и Я дал ее (кровь) вам на алтарь, очищать души ваши, ибо кровь очищает душу (Лев. 17:11). Кровь священна, потому что в жертвах очищает души, или точнее, поелику невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов изглаждала грехи (Евр. 10:4); изобразует кровь Иисуса Христа, очищающую от всякого греха (1 Ин. 1:7). Посему, отлучая кровь от животных, употребляемых в пищу, закон превращает, некоторым образом, каждое заклание животного в жертвоприношение.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

См. Толкование на Быт. 9:1

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 8:21–22, 9:1–7). В сей паремии содержится обетование и заповеди Божии Ною после потопа.

Точию мяса в крови души да не снесте

Позволение питаться животными Бог ограничивает за­прещением вкушать кровь их. Сказано не просто: не ешьте мяса с кровию, но: «с кровию души». Это потому, «что душа плоти в крови есть» Лев. 17:11), т. е. кровь есть седалище и ближайший орган действий души, необходимое условие для проявления жизни душевной, так что жизнь душевная в теле прекращается, когда кровь перестает обращаться и питать мозг. Запрещается собственно зверское ядение мяса с кровью, какое доселе в обычае у некоторых дикарей [в Абиссинии]; они отрывают ножом или зубами куски мяса от живого зверя и подобно зверям проглатывают их. Что именно Господь запрещает ядение мяса с кровью зверское, соединенное со зверской жестокостью и кровожадностью, это можно видеть из следующего стиха, в котором для того, чтобы внушить отвращение к убийству, говорится о воз­мездии зверям, умерщвляющим человека. Цель запреще­ния заключается в том, чтобы человек не привык к зверской кровожадности и жестокости вообще и в особенности в отношении к подобным себе, и научился уважать жизнь в ком бы ни было и кротко обращаться со всеми, – без чего невозможно правильное общежитие (И у язычников строго наказываемо было жестокое обращение с животны­ми с тою же целью. Так, судьи Ареопага осудили на смерть мальчика, выколовшего глаза у живого перепела, – из опасения, чтобы мальчик не сделался злодеем (у Квинтилиана Institut. orat L. V. с. 9)). Впоследствии зако­ном Моисеевым запрещено вообще вкушать кровь. Это потому, что она назначается в жертву Богу для очищения грехов и потому есть как бы неприкосновенная собствен­ность Божия Лев. 17:14).

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

Запрещение вкушения крови и человекоубийства.

«только плоти с душею ее, с кровью ее не ешьте…» Давая новый закон о пище, Бог вводит в него существенное ограничение - запрещает употреблять в пищу кровь животных. Причина этого запрещения указывается здесь же, именно в том, что кровь животного как бы отождествляется с его душой. Подобная идея встречается и во многих других местах Священного Писания (Лев. 17:11, 14; Втор. 12:16). Любопытно, что кроме Священного Писания, она находится в сочинениях многих древних писателей, и по преимуществу у классиков (Вергилия, Емпедокла, Пифагора и др.). Таким образом, общенародная психология древности основной принцип животной жизни, т. е. то, что называется душою, полагала скрытым в крови его. Становясь на точку зрения этой наивной психологии и желая на почве ее внушить человеку возможно больше уважения ко всякой чужой (в том числе и животной) жизни, Бог и дает запрещение употреблять в пищу кровь. Это - первая Ноева заповедь; впоследствии, при Моисее, она получила более подробное изложение и более обширную аргументацию физическую, моральную (обрядовую; Притч. 28:17) и прообразовательную (Лев. 17:11; ср. Евр. 10:4 и Ин. 1:17).

Толковая Библия.