Толкования на Быт. 9:21

Свт. Иоанн Златоуст

и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем

См. Толкование на Быт. 9:20

Свт. Кирилл Александрийский

и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем

См. Толкование на Быт. 9:18

Свт. Леандр Севильский

и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем

См. Толкование на Быт. 9:18

Свт. Филарет (Дроздов)

и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем

Опьянел. Отцы церкви: Златоуст (Hom. XXIX. in Genes), Феодорит (Quaese. LVI. in Genes), Амвросий (De. Noe et Arca, c. 29), Василий (De jejun. horn. I) извиняют Патриарха в сем падении, полагая, что ему доселе неизвестна была сила вина. В самом деле, не доказано, чтобы вино принадлежало даже к роскоши первого мира (Мф. 24:38).

Обнажен. Последование повествования показывает, что сие было во сне.

…Ной упившийся, обнаженный, подверженный поруганию (Быт. 9:22), покрываемый (Быт. 9:23), проклинающий (Быт. 9:25), благословляющий (Быт. 9:26-27) не без приличия почитается прообразованием Иисуса Христа, испившего всю чашу ярости Божьей, или паче собственной любви к человеку; обнаженного на кресте, подверженного как в себе самом, так и в своих членах поруганию плотских человеков, но за то их оставляющего под проклятием и в рабстве греха; с благоговением объемлемого под покровом веры истинными чадами Божьими из иудеев и язычников и их благословляющего, распространяющего, посвящающего, воцаряющего. Только сей образ не указан ясно словом Божиим, а обретен созерцанием отцов Церкви, каковы Иероним (Contra Lucifer), Августин (de civ. Dei. L. XVI, c. 2), Киприан (Epise. LXI).

Толкование на Книгу Бытия.

Сщмч. Киприан Карфагенский

и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем

См. Толкование на Быт. 9:18

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 21-22 и испи от вина, и упися, и обнажися в дому своем. И виде Хам отец Ханаань наготу отца своего, и изшед вон поведа обема братома своима

После этого Моисей пишет, как Ной насадил виноград и испи от вина, и упися, уснул и обнажися в дому своем, как Хам увидел наготу отца своего, и среди стогна поведа обема братома своима. Опьянение Ноя произошло не от того, что много испил, но потому, что долгое время не пил вина. В ковчеге не пил он вина, потому что в день гибели всякой плоти не мог и подумать, чтобы внести с собой вино в ковчег. Итак, Ной не вкушал вина в продолжение года, пока был потоп; не насаждал он винограда и в тот год, как вышел из ковчега, потому что вышел в двадцать седьмой день месяца Иора, в такое время, когда не могло быть даже незрелых гроздов, и нельзя было насаждать виноград. Поэтому не ранее как в третий год Ной насадил виноград семенами из сухих ягод, взятых им в ковчег, а ранее третьего или четвертого года потом не мог получить от них гроздов. Поэтому праведник не вкушал вина в течение шести лет.

О таком продолжительном воздержании и о том, что оно было причиной опьянения, свидетельствует и сказанное, что Хам вышел и возвестил братьям среди стогна. Как могли быть стогна, если не был выстроен у них город? А если был уже у них город, то, без сомнения, строен много лет. Так, построение города и стогна в городе свидетельствует о том, что старец в течение многих лет, как сказано нами, не вкушал вина, и это было причиной его опьянения.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Феодорит Кирский

и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем

См. Толкование на Быт. 9:18

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:18–29, 10:1). В сей паремии предлагается повествование о пророче­стве Ноя относительно судьбы его потомства с предвари­тельным описанием случая к произнесению сего пророче­ства.

И испи от вина, и упися, и обнажися в дому своем [в шатре своем]

Ной, доселе не испытавший силы вина, не знал, какое действие оно может произвести на него, и потому выпил его больше, чем сколько следовало для укрепления сил и для невинного удовольствия. Вопреки ожиданию, вино произвело на Ноя опьяняющее и усыпляющее действия. Во время сна, беспокоимый ощущением внутреннего жара, обыкновенным в состоянии опьянения, Ной непроизволь­но сбросил с себя одежду, в которой лег, и представил неблагообразное зрелище наготы. Это обстоятельство по­служило случаем к обнаружению нравственных свойств в сыновьях его.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем

См. Толкование на Быт. 9:20